Бывший военный комиссар Докшицкого района Алексей Смирнов посетил Вьетнам
В один из вечеров тишину в доме ветерана Вооружённых Сил РБ Алексея Терентьевича Смирнова разорвал продолжительный телефонный звонок. Звонили по междугородней линии.
– Вы Смирнов? – спросил мужчина с явным иностранным акцентом. Услышав утвердительный ответ, продолжал: – Вас беспокоит из американского посольства в Москве сын погибшего на войне во Вьетнаме лётчика. Мне сказали, что на зенитном комплексе, из которого в 1969 году ракетой сбили американский самолёт, в то время были Вы. Прошу, назовите то место, где сбили самолёт и где похоронен мой отец.
– Я назвал населённый пункт, что на 17-й параллели, где был установлен наш ракетно-зенитный комплекс, с целью защиты северовьетнамской территории от налётов американской авиации, – поведал мне Алексей Терентьевич.
Не случайно мы начали разговор с воспоминания, приведённого выше эпизода из вьетнамской одиссеи подполковника в отставке, бывшего военного комиссара Докшицкого района Алексея Смирнова.
В те далёкие 60-е годы, во время войны вьетнамского народа против американских оккупантов и их марионеточного режима, помогали вьетнамцам советские военные специалисты в их числе и А.Т. Смирнов. Был заложен прочный фундамент дружбы между нашими народами.
Три месяца назад в составе росийско-украинско-белорусской делегации военных ветеранов по приглашению ветеранской организации Вьетнама А.Т. Смирнов посетил эту страну. Захотелось поговорить о той августовской туристической поездке ветеранов трёх братских славянских государств.
– Что касается той молниеносной схватки подразделения нашего ракетно-зенитного комплекса с экипажем американского самолёта, неожиданно вынырнувшего со стороны южновьетнамских джунглей с целью уничтожить ракетно-бомбовым ударом РЗК, то я её запомнил в мельчайших деталях, – продолжал свой рассказ Смирнов. – Ситуация была такая. Для нас, военных специалистов, в процессе обучения вьетнамских военнослужащих управлению комплексом, выдалось несколько свободных минут – перерыв. Я с товарищем в тени деревьев быстро расставили на шахматной доске фигуры. И только сделали первые ходы, как прозвучал сигнал: тревога, к бою! Чётко сработало подразделение РЗК, и наводчик не просчитался: своевременно выпущенная ракета поразила фонтом. Американский стервятник рухнул вблизи комплекса в лес, один лётчик успел катапультироваться. Его вьетнамцы взяли в плен. Второй погиб, его похоронили.
– Скажите, Алексей Терентьевич, какую задачу во Вьетнаме выполняли советские военные специалисты?
– В конце 60-х годов наша группа военных специалистов ПВО по заданию правительства СССР, безусловно, по просьбе руководства Северного Вьетнама выполняла в этой стране две основные задачи. Мы стремились как можно быстрее восстанавливать повреждённые американской авиацией зенитно-ракетные комплексы и научить вьетнамских военнослужащих управлять этой новейшей техникой. Задачи эти были выполнены. Вьетнамцы очень внимательные, я бы сказал, дотошные люди. Они научились управлять этой новейшей военной техникой и старались держать 17-ю паралель, которая разделяла страну на Север и Юг, на замке. Свободолюбивый вьетнамский народ победил, Север и Юг объединились, стали единой демократической страной.
Сбылись предсказания первого президента Вьетнама Хо Ши Мина. Кстати, как и остальные наши военные специалисты, в 1969 году я получил от вождя вьетнамского народа следующую новогоднюю открытку-поздравление: “С Новым годом! В прошлом году одержана крупная победа. А в настоящем году будет ещё крупней победа.
За независимость, свободу.
Изгоним американцев и уничтожим марионеточную власть.
Вперёд! Военные соотечественники, бойцы.
Юг и Север будут в одной семье, весна будет веселее!
Весна 1969 г.
Хо Ши Мин.”
– Как долго вы находились во Вьетнаме?
– Год. Во Вьетнам наша группа военных специалистов летела через территорию Китая, возвращались назад – через Индию.
– Наша делегация была сформирована на паритетных началах. 15 августа в Домадедово прибыли по 10 ветеранов от России, Украины и Белоруссии. Представьте: более 40 лет прошло с тех пор, на протяжении которых были боевые дежурства, походы, полёты, хватало и гражданских дел, житейских передряг. И вот мы снова вместе в аэропорту. Присматриваемся друг к другу, с трудом признаём в стариках, облачённых в цивильные костюмы, былых молодых щеголеватых в военной форме военспецов, которые тогда летели в далёкий, охваченный огнём войны Вьетнам.
“Валерий Вадашко? Ты ли это, наш юный 18-летний наводчик?” – хлопаю по плечу с проседью на висках шестидесятилетнего мужчину.
“Я. Погоди… Никак передо мной Смирнов. Хотя на вас, товарищ капитан, десятилетия и наложили свой макияж, но по-прежнему такой же подтянутый, статный, чернявый. Ну, здравствуй, Алексей, рад нашей встрече”.
– Боинг-770 вьетнамской авиакомпании вылетел из Москвы вечером, – продолжает свой рассказ Алексей Смирнов, – а 16 августа утром приземлился в аэропорту города Хошимина. На комфортабельном лайнере 9 тысяч километров мы преодолели за 9 часов.
Прилетевших из Москвы гостей в аэропорту встречали с букетами цветов и улыбками на лицах такие же седовласые ветераны, их бывшие ученики и соратники по вьетнамской войне. О том, что по прошествии многих лет вьетнамский народ не забыл об оказанной военной помощи Советского Союза в борьбе за независимость и свободу против американцев и марионеточного южновьетнамского режима, об искренней дружбе свидетельствовал также огромный красочный транспорант на вьетнамском и русском языках: “Горячий привет дорогим советским ветеранам на вьетнамской войне!”
Делегацию на автобусе привезли в пятизвёздочную гостиницу, поселив каждого ветерана в отдельном номере. После обеда и отдыха ознакомились с планом-графиком экскурсионных и других мероприятий на всю неделю пребывания во Вьетнаме. Начали с ознакомления с историческими и культурными достопримечательностями Хошемина, Ханая и других городов. Делегация посетила и возложила цветы в мовзолее Хошемина, к которому движется беспрерывная очередь вьетнамцев. В честь ветеранов из СНГ были устроены торжественный приём у Президента, встреча и беседа с военным руководством страны.
Встречи, беседы с государственными деятелями, посещение исторических мест в городах запечатлены на фотографиях. Показывая их, мой собеседник восторженно рассказывал об увиденном и услышанном в дружественной стране.
– Чем особенным поразил сегодняшний Вьетнам? – повторяет мой вопрос Алексей Терентьевич и перечисляет:
– В больших объёмах строится жильё и объекты производственного назначения. Посещая города, поражаешься изобилию базаров. Впечатление такое, что здесь все торгуют. В стране проживает 90 миллионов человек, и, видимо, всё взрослое население передвигается на скуторах. Все дворы около жилых домов заставлены этими транспортными средствами. Помню, в военные годы многие вьетнамцы передвигались на велосипедах.
И такое наблюдение. Многие площадки, улицы в городах заставлены военной и другой техникой, которая с военных годов стоит без движения, но окрашена.
Впечатляет бывший французский курорт Халанг на берегу чудесного залива, где мы отдыхали. На рисовых полях трудятся женщины, которые три раза в году убирают урожай этой продовольственной культуры.
Население встречало нас радушно, вьетнамцы благодарны нашим народам за помощь, оказанную в военные годы. Я воочию убедился в правдивости крылатых песенных слов: “Ничто на земле не проходит бесследно!” Особенно если это имеет отношение к таким вечным человеческим ценностям, как братская помощь, дружба народов планеты Земля.
Николай АВТУХ,
председатель районного совета ветеранов.
На снимке: на торжественном приёме у Президента страны.