Тема недели: Вступительная кампания — 2015
Онлайн-конференция «Вступительная кампания — 2015» с участием министра образования Беларуси Михаила Журавкова и специалистов ведомства прошла 16 апреля на сайте БЕЛТА.
На бюджетные места в 2015 году планируется принять в вузы Беларуси 27,9 тыс. абитуриентов, в ссузы — 40,5 тыс., в ПТУ — 34,4 тыс.
«В текущем году намерены принять на уровень высшего образования за счет средств бюджета — 27,9 тыс. абитуриентов, что на 1 тыс. мест меньше относительно плана 2014 года, когда планировалось принять 28,9 тыс. абитуриентов», — сообщил министр образования Михаил Журавков.
При этом планируется увеличение контрольных цифр приема, удовлетворяющих потребность в кадрах, в том числе Минобороны — на 254 места, МЧС — на 21 место; сельскохозяйственной отрасли — на 22 места; индустрии спорта — на 30 мест. Вместе с тем намечается сокращение бюджетных мест на медицинские специальности (по решению Минздрава — на 85 мест), специальности культуры и искусства (по решению Минкультуры — на 60 мест).
Дополнительный набор будет осуществляться в дневной бюджетной форме с 26 по 29 июля (для вузов «силового» блока — с 24 по 27 июля, для «творческих» — с 30 июля по 1 августа). Неудовлетворительные отметки по результатам ЦТ для лиц, поступающих в основные сроки вступительной кампании, и для лиц, поступающих по дополнительному набору, принимаются идентичными и уменьшаться не будут.
Прием в 2015 году на уровень среднего специального образования будут осуществлять 216 учреждений образования. Условия приема сохранены такие, как и в 2014-м. Планируется принять 40,5 тыс. человек. Основная структура приема сохранится. Такие профили образования, как «техника и технология», «архитектура и строительство», «сельское и лесное хозяйство», «здравоохранение» в общем приеме составят — 70%.
Михаил Журавков рассказал, что нынешним летом прием в ПТУ будут проводить 185 учреждений профессионально-технического образования почти по 300 профессиям. Кроме того, прием для обучения по рабочим профессиям будет осуществлять 31 учреждение образования других уровней, реализующее образовательные программы профессионально-технического образования. С учетом потребности организаций отраслей экономики, демографической ситуации и результатов трудоустройства выпускников планируется сохранить объемы и структуру приема для получения профессионально-технического образования практически на уровне прошлого года и принять 34,8 тыс. человек, что составит 100,8%, в том числе за счет средств бюджета — 34,4 тыс. человек (100,5%).
Новые специальности и профессии в информационной сфере предложат в 2015 году вузы, ссузы и ПТУ Беларуси
Как отметил министр, совсем новых специальностей высшего образования в 2015 году немного. Так, абитуриенты смогут поступать на «информационные системы и технологии (в пищевой промышленности)» — эту специальность впервые предлагает Могилевский университет продовольствия. Специальность «национальная экономика» открыта в Белорусском экономическом университете, «геоинформационные системы» — в Белорусском государственном университете и Полоцком университете. Аннулировано направление специальности «география» — «геоинформационные системы», так как открыта целая специальность.
Набор на уровень среднего специального образования производится по 172 специальностям. Новыми для данного уровня образования (прием начат в последние два года) являются специальности: «обслуживание и эксплуатация жилых домов», «микро- и наноэлектронные технологии и системы», «электроника механических транспортных средств», «тестирование программного обеспечения», «оборудование мебельного производства», «мехатроника» (квалификация рабочего со средним специальным образованием — «мехатроник 5 разряда (производство пищевых продуктов)», «мехатроник 5 разряда (холодильное оборудование)». Впервые в 2015 году будет осуществляться набор на новую специальность среднего специального образования «программируемые мобильные системы» в учреждении образования «Минский государственный высший радиотехнический колледж». По окончании обучения специалисты получат квалификацию «техник-электроник».
«Кроме того, в нынешнем году мы открыли подготовку по востребованным профессиям рабочих в трех учреждениях среднего специального образования, подчиненных Министерству образования, по профессиям машинист горных выемочных машин, дежурный электрослесарь (слесарь) и по ремонту оборудования — в Солигорском горно-химическом колледже, электромонтер охранно-пожарной сигнализации — в Витебском политехническом колледже, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, машинист самоходного катка — в Гомельском дорожно-строительном колледже», — сказал министр.
«В структуре приема планируется сохранить тенденции прошлого года: специальности реального сектора экономики составят почти 80%», — подчеркнул Михаил Журавков. В целях совершенствования структуры подготовки с учетом потребностей региональных рынков труда в 2015 году планируется прекратить прием по 185 невостребованным профессиям и открыть подготовку по 174 новым для отдельных учреждений профтехобразования профессиям. При этом в последние три года открыта подготовка по новым квалификациям (по которым ранее подготовка не осуществлялась): «оператор чесального оборудования», «оператор автоматизированного раскройного комплекса», «оператор автоматизированного настилочного комплекса», «изготовитель мороженого», «оператор механизированных и автоматизированных складов», «агент по организации обслуживания автомобильных перевозок».
Выпускники 11-х классов в 2015 и 2016 годах будут сдавать только современную историю Беларуси
«В 9-м классе история Беларуси заканчивается 1917 годом, а современный этап изучают в 10-11 классах. Поэтому экзамен и перенесен на 11-й класс, чтобы ученик сдал экзамен за весь курс истории. Эта профилизация по истории введена в 2008 году. Те школьники, которые будут в 2015 и 2016 годах сдавать выпускные экзамены, будут сдавать историю за 10-11-й классы. То, что они сдали в 9-м классе, им сейчас сдавать не надо», — пояснил министр.
В централизованное тестирование в Беларуси включен китайский язык
Об этом сообщил начальник управления высшего образования Министерства образования Сергей Романюк.
Планируется, что ЦТ будет проводиться с 14 по 27 июня. Резервный день — 2 июля. Кроме того, в один день (27 июня) планируется сдача двух предметов — всемирной истории новейшего времени и географии.
Сергей Романюк сообщил также, что по поручению Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях среднего специального и высшего образования Минобразования разработан и внесен в Совмин проект постановления, в котором предусмотрено увеличение оплаты за регистрацию на ЦТ. Оплата устанавливается в размере 0,1 базовой величины (ранее оплата регистрации не привязывалась к базовой величине и составляла Br10 тыс.).
Также вводится норма, позволяющая подавать документы на регистрацию, получать сертификат ЦТ представителям абитуриентов в случае отсутствия по уважительной причине такой возможности у самих абитуриентов (ранее — только лично) и регламентированы условия и порядок выдачи Республиканским институтом контроля знаний дубликатов сертификатов ЦТ.
Что касается вопроса об отметках, приравниваемых к неудовлетворительным по результатам ЦТ, то этот документ тоже разработан, сказал Сергей Романюк. По сравнению с 2014 годом изменен подход к определению «нижних пороговых» баллов ЦТ. Он дифференцирован относительно уровня знаний абитуриентов по учебным предметам, соответствующим профильным испытаниям — первому и второму. При этом «нижние пороговые» значения по первому профильному предмету оставлены на уровне 2014 года, а «нижние пороговые» значения проходных баллов по второму профильному предмету — на 5 баллов ниже, чем в 2014 году. Например, по первому профильному предмету по физике, математике, химии, биологии — 15 баллов, а по второму профильному предмету по тем же предметам — 10 баллов.
Так, в 2015 году неудовлетворительными отметками установлены: по первому предмету профильного испытания — математика, физика, химия, биология — от 0 до 14, а по истории Беларуси, всемирной истории новейшего времени, обществоведению, географии, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) — от 0 до 19. По второму предмету профильного испытания — математика, физика, химия, биология — от 0 до 9; история Беларуси, всемирная история новейшего времени, обществоведение, география, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) — от 0 до 14. По русскому и белорусскому языкам неудовлетворительные отметки — от 0 до 10 баллов.
Так называемые пороговые значения в вузах Минобороны, МЧС, Госпогранкомитета; на военные факультеты государственных вузов; в государственные вузы по группам специальностей «производство, хранение и переработка продукции растениеводства», «животноводство, рыбоводство, пчеловодство», «сельское строительство и обустройство территорий», «мелиорация и водное хозяйство», «агроинженерия» и в вузы МВД на места дополнительного набора установлены от 0 до 4 баллов.
Минобразования напоминает об изменении перечня профильных вступительных испытаний в вузы
С этим перечнем можно ознакомиться на портале Министерства образования.
«Мы были обязаны на основании Правил приема определить перечень групп специальностей и соответствующих им профильных испытаний не позднее чем за 10 месяцев до начала регистрации на ЦТ. Постановление Минобразования №91 о вступительных испытаниях на 2015 год было утверждено еще 1 июля 2014 года и широко освещалось в средствах массовой информации», — сказал Михаил Журавков.
Министр напомнил, что по некоторым специальностям изменены профильные испытания, по некоторым — приоритеты профильных экзаменов. Например, лица, поступающие на специальность «начальное образование», будут сдавать биологию (ранее математику) и историю Беларуси, на группы специальностей «право» — обществоведение и иностранный язык (ранее математику), на «общественное питание» — химию (ранее физику) и математику.
Медалисты и победители олимпиад в Беларуси могут поступать без экзаменов на 22 педагогические специальности
«Абитуриенты могли заранее подумать о карьере педагога, ведь перечень педспециальностей, при поступлении на которые зачисляются без вступительных испытаний отдельные категории абитуриентов по рекомендации учреждений образования, где они обучались, утвержден постановлением Минобразования еще в 2014 году, и в этот раз изменения в данный нормативный правовой акт не вносились», — сказал министр.
По его словам, в перечень специальностей вошли так называемые остродефицитные специальности, востребованные в настоящее время в республике, — дошкольное и начальное образование, история и обществоведческие дисциплины, биология, химия, география, математика, информатика, физика, техническое творчество, белорусский язык и литература, русский язык и литература, технический труд и предпринимательство, обслуживающий труд, изобразительное искусство, логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, социальная педагогика и др. Всего в списке 22 специальности, с ними можно ознакомиться на портале Министерства образования.
Важно знать абитуриентам и еще одно обстоятельство — постановлением Минобразования от 13 апреля 2015 года №20 утверждена форма рекомендации педагогического совета учреждения образования, в котором обучался абитуриент.
В Беларуси в 2015 году сохранятся определенные льготы при поступлении на сельхозспециальности
«Определенные льготы на сельскохозяйственные специальности, как и в прошлом году, останутся. То есть балл централизованного тестирования по профильным предметам при поступлении в вузы сельскохозяйственного профиля будет ниже, чем в другие университеты. Так, минимальный балл, который должен набрать абитуриент, — не ниже 5», — отметил глава ведомства.
Михаил Журавков обратил внимание, что в нынешнем году льгота при поступлении на педспециальности без экзаменов для школьников, которые имеют золотую или серебряную медаль, также остается. «Мы много беседовали с ректором нашего минского педагогического и других педуниверситетов. Они с удовлетворением отмечают, что это подействовало — пришли хорошие, крепкие по знаниям абитуриенты, которые льготой воспользовались», — констатировал министр
Как сообщалось, в Беларуси в 2015 году на 22 педагогические специальности медалисты и победители олимпиад могут поступать без экзаменов.
В Беларуси увеличен срок приема документов на бюджетные места
Все документы Минобразования, которые регламентируют проведение в 2015 году вступительной кампании, находятся на юридической экспертизе и будут опубликованы в ближайшее время.
«Пока же могу сказать, что с целью более полного удовлетворения потребностей абитуриентов предусмотрено разведение по срокам приема за счет средств бюджета (более ранние временные рамки) и приема на платной основе (более поздние). Регламентированы временные рамки организации приема на сельскохозяйственные специальности, поступление на которые возможно только после завершения сельхозработ», — рассказал начальник управления высшего образования Министерства образования Сергей Романюк.
По сравнению с 2014 годом увеличен на 2 дня срок приема документов на бюджет — с 8 по 15 июля (вступительные испытания в учреждениях высшего образования пройдут с 16 по 21 июля), регламентированы сроки приема документов, проведения собеседования и зачисления на вакантные места граждан Луганской и Донецкой областей Украины (в соответствии с указом от 30 августа 2014 года № 420) — с 26 июля по 1 августа. Граждане Луганской и Донецкой областей будут участвовать в конкурсе на бюджетные вакантные места в ходе дополнительного набора, после зачисления граждан Беларуси.
Прием документов для граждан республики на платной основе в вузы пройдет с 8 июля по 2 августа. Граждане Луганской и Донецкой областей смогут участвовать в конкурсе на получение высшего образования на условиях оплаты, предусмотренных для белорусских граждан, — по 15 октября.
Предусмотрено удовлетворение интересов абитуриентов, не прошедших по конкурсу на специальности, требующие специального профессионального отбора (творческие, военные). Для них установлены более ранние временные рамки приемной кампании.
Стоимость обучения в белорусских вузах и ссузах повышаться в разы не будет — Журавков
«Если я скажу, что стоимость обучения совсем не будет меняться, то это, наверное, неправильно. Стоимость обучения будет меняться, особенно для учащихся первого курса, но это все связано с изменением тарифной ставки первого разряда. Будет меняться ставка первого разряда — будет меняться стоимость обучения. Но в разы, естественно, не увеличится», — отметил Михаил Журавков.
По его словам, этот вопрос согласовывается с Министерством финансов и Министерством экономики, а также серьезно обсуждается в Совете Министров и Администрации Президента.
На вопрос о том, действительно ли россияне, которые учатся в Беларуси, платят гораздо больше белорусов, руководитель ведомства заметил, что они «имеют возможность обучаться у нас по разным так называемым вступительным программам». В частности, им предоставлено право поступать в учебное заведение на тех же правах, что и белорусам. «То есть если абитуриент успешно сдает централизованное тестирование, то проходит на бюджет. Если не хватает баллов, можно идти на платное обучение тоже на правах белоруса. И стоимость обучения будет такая же, как и для белоруса», — пояснил он.
Кроме того, россиянам можно обучаться в Беларуси как иностранным гражданам, не сдавая ЦТ. «В этом случае гражданин России оплачивает учебу как иностранец, — сказал Михаил Журавков. — Часто эти понятия путают, говорят: «Я россиянин и плачу больше», но при этом лукавят, что не сдавали ЦТ, а просто прошли собеседование».
Он также добавил, что белорусские студенты, которые хотят обучаться в России, в свою очередь сдают ЕГЭ.
Количество вузов в Беларуси в ближайшее время не будет уменьшено
«Совершенствованию нет предела, и мы, естественно, занимаемся оптимизацией системы образования в целом, изучаем опыт наших соседей, опыт, который накоплен у нас. Но твердо заявляю, что в ближайшем будущем количество высших учебных заведений в Беларуси не будет уменьшено», — отметил министр.
По словам Михаила Журавкова, оптимизации системы высшего образования поможет сетевая организация обучения в вузах. «Сетевая организация означает, что наши университеты кооперируются в учебную сеть по профильному принципу. Мы очень хотели бы, чтобы профессура ведущих университетов выезжала в региональные вузы или университеты, в которых обучаются студенты по тем же специальностям, для чтения специальных курсов и была внутренняя миграция студентов. Например, студенты из Бреста, Гродно, Гомеля приезжали в университеты в Минске или в других регионах на семестр для прослушивания каких-то лекций, чтобы посмотреть лабораторные работы или пройти практику на специальном высокотехнологичном предприятии. И эти курсы будут засчитываться в их учебном процессе, а дальше студенты возвращаются обратно. При этом будет четко видно, какие университеты у нас сильные, где есть хорошие кадры и что пользуется популярностью у студентов», — пояснил он.
Министр образования подчеркнул, что вузы должны стремиться повышать качество образовательного процесса. «В обратном случае мы будем ставить вопрос, чтобы такие высшие учебные заведения были не университетами, а например, институтами в составе какого-то ведущего вуза или даже переходили на ступеньку ниже и становились колледжами, что, конечно, плохо. Но в ближайшие год-два мы не ставим никаких вопросов о закрытии или упразднении университетов», — резюмировал он.
Более 90% бюджетников в вузах Беларуси распределяют по заявкам работодателей
«Больше 90% бюджетников во всех университетах распределяются по заявкам, по некоторым университетам эта цифра достигает 95-96%. Мы этим вопросом занимаемся постоянно и планируем провести вместе с Минэкономики и Минтруда специальное совещание, которое будет посвящено вопросу планирования количества необходимых специалистов для удовлетворения потребностей работодателей. Оно должно состояться буквально через пару недель», — пояснил министр образования.
Михаил Журавков подчеркнул, что определение необходимого количества студентов по специальностям всегда начинается заранее — формирование заказа на специалистов происходит за несколько лет. В этом процессе задействованы и потребители специалистов (работодатели), и Министерство образования, и каждый университет, каждый факультет и кафедра, которые собирают заявки у потенциальных работодателей о потребности в специалистах по годам. Потом эти знания аккумулируются в Минобразования. «Правда, наверное, нет такой отрасли, в которой на сто процентов можно было бы предугадать потребность в специалистах на 5-6-10 лет вперед. Всегда есть вероятность не попасть в точное число. Это и следствие каких-то объективных обстоятельств: к примеру, резкий скачок потребности в каких-то специалистах. Есть и субъективные причины: специалист, когда заканчивает обучение, женится или выходит замуж, уезжает», — констатировал министр.