Служили три товарища… В честь кого стоит памятник с красной звездой в урочище Колюга, что в Березковском сельсовете?
За 2,5 километра от деревни Новое Запонье, что в Березковском сельсовете, в урочище Колюга, на правом берегу реки Поня, стоит памятник с красной звездочкой. Установлен он командиру экипажа двухмоторного бомбардировщика лейтенанту Г. К. Романенко и штурману младшему лейтенанту А.М. Панченко, летчикам, которые погибли в этих местах в первые дни войны.
Долгое время мало кто знал, что третий член экипажа, стрелок-радист старший сержант Петр Попов, когда подбитый самолет сгорел, чудом остался живым. Весной 1967 года он приезжал в наш район, чтобы поклониться праху своих боевых друзей, посмотреть на памятник и вспомнить.
“…Наш авиаполк с первого дня принимал участие в боевых действиях. Мы своим экипажем пять раз вылетали на задание. Бомбили гитлеровские войска в районе Гродно, Лиды и других пограничных городов. Нас обстреливали зенитки, атаковали “Мессершмиты”. За короткое время полк потерял шесть боевых самолетов. С шестого вылета не вернулась на аэродром и наша машина. В паре с другим самолетом мы летели на разведку. Нужно было выяснить, где находятся вражеские мотопехчасти, и передать по рации их координаты. А небо кишело немецкими истребителями. Пришлось лететь, как говорят, “впритирку к земле”. Над территорией Бегомльского района попали в сплошную облачность. Мы ничего не видели, но вдруг самолет сильно встряхнуло, я чуть не рухнул и в это же мгновение увидел лес. Успел только подумать: “Вот и все”.
…Пришел в себя от нестерпимой жары и острой жгучей боли. Я лежал на спине головой к моторам. Собрал последние силы, выкарабкался из самолета, сбросил комбинезон, который уже горел, и руками стал тушить огонь на штанах. Что было дальше – не помню. Пришел в себя в больнице в Бегомле как раз в тот момент, когда по палатам уже разгуливали немцы. Лечили меня под видом местного жителя. Лицо, руки, ноги были обожжены. На ногах – ожоги 3-й степени, с рук слезли ногти. Я не мог даже сам напиться. Девять месяцев пролежал на спине. Остался живым только благодаря бегомльским медработникам, особенно врачу Янине Петровне Сырниковой, которая гестаповскому офицеру сказала, что среди наших больных нет военных. Она очень внимательно относилась к раненым красноармейцам. В больнице не было ни медикаментов, ни продуктов. Все это санитарки, медсестры доставали у местного населения, и мы не умерли с голоду…”
В начале 1943 года, после того как вражеский гарнизон в Бегомле был уничтожен партизанской бригадой “Железняк”, Попова вместе с другими ранеными красноармейцами и партизанами отправили самолетом на “Большую землю”. После лечения в военном госпитале комиссия признала старшего сержанта Попова непригодным к дальнейшей службе в авиации и вообще в армии. С тех пор Петр жил в родном селе Оренбургской области в России. В 1954 году был награжден орденом Красной Звезды. В 1966 году он отправил письмо в Докшицкую районную газету «Ленинская трибуна», где рассказал о своей судьбе. Приехав в район, он встречался с Яниной Петровной Сырниковой, благодаря которой и остался жив.