Ученица Докшицкой школы рассказывает о своем прадедушке

img_0243

Василий Иванович и Лидия Григорьевна Чуваховы.

 

Мой прадедушка Василий Иванович Чувахов в Великую Отечественную войну воевал от первого дня и до последнего. Но ему очень повезло: не был даже ранен. В армию его призвали в 1940 году, и он был старше других призывников, ведь некоторое время имел отсрочку как председатель колхоза. В Полоцком районе ждать его с армии осталась беременная жена Лида и дочурка Нина. Сын, которого в честь отца назвали Василием, родился в начале 1941 года.

Василий Иванович умел водить машину, а за гренадерский рост (192 см) и статную внешность его взял к себе личным шофером генерал армии Леонид Говоров. Дедушка возил его на Ленинградском фронте. Однажды, когда командующий объезжал позиции зимой 1942 года, машина сломалась прямо на льду Ладожского озера. За генералом приехал второй автомобиль, а дедушка свой не бросил, остался ремонтировать. Очень боялся, что налетят немецкие самолеты, а он с легковушкой очень заметен на белом снегу, но все обошлось. Только Василий Иванович обморозил ноги, поэтому до конца жизни носил обувь на размер больше. Прадедушка дошел до Берлина, а потом его часть отправили на Дальний Восток бить японцев. Бабушка рассказывала, что он восхищался храбростью японских солдат, которые бились насмерть, но советских воинов уже было не остановить. Награжден орденом Великой Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и другими.

После войны вернулся на Полотчину, а там от родной деревни осталось только пепелище. Семья отыскалось в Глубокском районе. Туда прабабушка Лида с детьми попала после Германии. В Глубокое забрал ее родной дядя, который был там начальником милиции. Когда началась война, Лидии Григорьевне было только 20 лет, с двумя детьми на руках она стала помогать партизанам. Еще с двумя женщинами носила им соль из Полоцка. Маленького Василька обкладывали солью, укручивали в пеленки, одеяла, и она несла этот сверток на руках. Однажды их остановили на заставе немцы. Отвели в сторону женщин и застрелили, а прабабушку отпустили. Она дошла до первых кустов и упала, ноги не держали. Больше за солью уже не ходила.

А в блокаду ее с детьми и свекровью вместе с другими нашли в болоте каратели. Держали в концлагере под открытым небом. Кормили раз в день пустой баландой. Потом увезли в Германию. Прабабушка очень боялась, что маленький Василек умрет с голода, а еще, что его заедят вши, от которых не было спасения. В Германии им повезло попасть к бауэру. Смотрели свиней, коров. Можно было за пазухой вынести вареной картошки, а в маленькой бутылочке припрятать молока. Василек поправился, подрос и стал светловолосым красивым мальчиком с голубыми, как небо, глазами, одним словом, типичным арийцем. Так, наверное, подумала и бездетная немецкая пара, которая взяла мальчика к себе за сына. Как только местность освободили американцы, прабабушка бросилась к их командованию и рассказала про свою беду. Ей дали солдата с автоматом, и она пошла по домам искать сыночка. Нашла. Он узнал маму, но за это время стал разговаривать только по-немецки. Таким и приехал в Беларусь, где его вначале посчитали немцем.

Когда вырос, то своего сына тоже назвал Василием, а теперь имя своего героического прадеда носит уже его сын, которого дома зовут Василек.

Вика ЧУВАХОВА,

6 “А” класс, СШ № 2 г. Докшицы.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *