Интервью с Владимиром Новиковым, бывшим председателем ОАО «Торгуны» Докшицкого района
Его имя – Владимир Новиков. Бывший председатель колхоза ”Заря коммунизма“, а впоследствии ОАО ”Торгуны», самого крупного в районе сельхозпредприятия, которое за 37 лет под его руководством достигло огромных успехов и стало одним из лучших в республике, награждалось переходным красным флагом ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Первые места в области по производству льна, продукции животноводства, по урожайности зерновых и картофеля – высоко поднятую планку хозяйство держало надежно и стабильно. Немного найдешь руководителей сельхозпредприятий, которые одинаково успешно работали и в условиях социалистического хозяйствования, и в новых экономических реалиях. Кавалер орденов Отечества II степени, “Знак Почета” и Трудового Красного Знамени, народный депутат Беларуси, известный аграрий Витебщины Владимир Новиков – один из них.
Начало
Его отцу, уроженцу Алтайского края Мефодию Новикову, который в годы Великой Отечественной войны освобождал Докшиччину, так пришлись по душе наши скромные пейзажи, доброжелательный и трудолюбивый народ, что он решил связать свою дальнейшую жизнь с Беларусью. Привез из Новгородской области любимую девушку Марию, и начали молодожены семейную летопись из нескольких узелков с нехитрым сокровищем на съемной квартире в деревне Ветера. Одно из свидетельств жизненного пути Мефодия Евстафьевича, которое бережно хранится у сына – пожелтевший от времени документ: анкета кандидата в члены партии, заполненная в апреле 1954 года. Одна из довоенных записей – заведующий молочно-товарной фермой колхоза ”Заря коммунизма» на Алтае. А в Беларуси ему самому пришлось организовывать колхоз, которому в память о родине дал такое же название. Думал ли тогда бывший фронтовик, что создает платформу для дела всей жизни одному из своих семерых детей – сыну Владимиру?
Становление
Юный Володя также своей дальнейшей судьбы без работы на земле не представлял, поэтому после окончания школы без колебаний подал документы в Витебский ветеринарный институт. Все время учебы получал повышенную стипендию, часть которой еще находил возможность посылать в поддержку родным. Первая в жизни награда – Почетная грамота за активную общественную деятельность и выдающуюся учебу. Ее студент Новиков получил на последнем курсе института в 1969 году. Предлагали ему остаться работать в учреждении, предопределяли успех и карьерный рост. Не остался: душа рвалась домой.
Служба в армии, четыре с половиной года работы главным зоотехником в родном колхозе, где набирался жизненной, хозяйской мудрости и дальновидности. Когда тогдашнего председателя “Зари коммунизма” Людвига Петрашкевича назначают председателем райисполкома, на общем собрании колхозники доверяют руководство хозяйством Владимиру Новикову. Новоиспеченный руководитель берется за работу не только с молодой одержимостью и неугомонностью, но и с взрослой рассудительностью, осмотрительностью, крестьянской основательностью и солидностью.
Человеческий фактор
– Основа основ в сельском хозяйстве – это, разумеется, земля, – говорит Владимир Мефодьевич. – Но главной ценностью на ней и гарантом успеха в работе на ней являются люди. Никакие инвестиции, технологии, современная техника, самые прогрессивные знания не дадут в работе должных результатов, если каждый член коллектива не будет болеть душой за дело, стремиться к безупречному выполнению своих обязанностей, понимать важность собственной работы как винтика или сложной детали большого и мощного механизма.
Ни в коем случае не отрицаю важности и потребности образования, но в том случае, если за обложкой диплома обязательно основательные знания и желание внедрить их на практике. Многие в команде, с которой мне посчастливилось начинать свою управленческую деятельность и работать долгие годы, не имели высшего образования, но таких специалистов еще надо было поискать! Мои соратники, такие как заместитель Александр Антонович Малюженец, будучи еще секретарем партийной организации, главный инженер Григорий Исакович Гущик, главный агроном Вячеслав Филиппович Трус, главный бухгалтер Дмитрий Андреевич Апанасевич и другие, прилагали все усилия, чтобы развивалось наше хозяйство. Не за страх, а за совесть, не считаясь с собственным временем, работали бригадиры, заведующие ферм, механизаторы и животноводы. Правление со своей стороны стремилось как можно больше облегчить и улучшить жизнь колхозников, и я с уверенностью могу утверждать, что их социальная защита в советские времена была намного выше, чем сейчас. Так, приусадебные участки «лежали на плечах” хозяйства: когда супруги работали в колхозе, 60 соток вводилось в севооборот, на них выращивались зерновые, картофель, корнеплоды, которые затем реализовывались семье по смешным ценам. Люди держали по две-три коровы, поскольку шесть-восемь рулонов сена на голову выделялось бесплатно, доставлялось на подворье. После объединения в ”Торгунах» скота у населения насчитывалось 1200 голов! В начале 80-ых решением правления у нас была утверждена доплата к пенсиям, поскольку тогда они часто были небольшими: некоторые получали по 38 рублей, тогда как минимальная заработная плата была 60, поэтому мы доплачивали примерно 80-ти человекам до размера этой минимальной зарплаты.
В санатории обязательно давали путевки, которые на то время не так легко было достать. Люди за них ничего не платили – это брал на себя колхоз. Также, когда больному человеку нужно было на лечение или обследование поехать в столицу или в Витебск, выделяли транспорт.
Наши заслуги очень ценились на высоком уровне. Столько орденоносцев в хозяйстве! Владимир Анатольевич Корсун был депутатом Верховного Совета СССР, механизатор Матвей Григорьевич Кишеня стал лауреатом Государственной премии БССР, прославил наш район в республике своими трудовыми достижениями механизатор Николай Антонович Москаленок. В наше хозяйство приезжали руководители страны Петр Миронович Машеров, Николай Никитович Слюньков – эти волнующие встречи нельзя забыть.
Инфраструктура и финансы
Большое внимание молодой руководитель уделял строительству. «Между прочим, поселок наш, который сейчас называется агрогородком, мы построили за собственные деньги, без каких-либо кредитов – с гордостью отмечает Владимир Мефодьевич. – На стройку молочно-товарного комплекса “Торгуны” государство выдало кредит на 2 миллиона 800 тысяч рублей, а вот на возведение 65-ти квартир мы потратили даже чуть большую сумму”.
На строительстве работала тогда подрядная организация межколхозстрой –сейчас ПМК-52, велось оно и хозяйственным способом с помощью двух-трех наемных бригад. За год вырастало по пять-десять домов, ремонтировались фермы. Построили также две сушилки, дома механизатора и животновода, склады, гаражи. Приобретали новую технику. Все это делалось для того, чтобы молодежь оставалась в хозяйстве. И она оставалась. Председатель колхоза, специалисты находили время, чтобы наведываться в школы и пообщаться со старшеклассниками. Да и то, как развивалось хозяйство, было лучшей профориентацией. В начале в колхоз «Заря коммунизма» входили четыре населенных пункта, однако, отмечает председатель, была очень высокая плотность скота –130 голов на 100 гектаров. В 1985 году к передовой “Заре коммунизма” присоединили соседний колхоз “Правда” с центром в Тумиловичах. Объем работы увеличился, но и результаты ее – тоже. Урожайность зерновых в лучшие годы доходила до 46-ти центнеров с гектара, картофеля – 280-ти. Льноволокна получали от 14-ти до 18-ти центнеров с гектара, были победителями даже во Всесоюзном соревновании, за что колхоз получил две «Волги». Лен сеяли на площади 380 гектаров, и выручки только от его реализации хватало, чтобы выплатить всем работникам зарплату за год, еще и оставалось.
В 2000 году на плечи Новикова возложили новое присоединение – совхоза «Коммунар», где, вспоминает Владимир Мефодьевич, работники не получали зарплату полгода. Председателя не напугало и такое укрупнение: уже через год на тамошнем МТК, где осталось только 800 голов скота, стояло 5400 бычков. Построили траншеи, усилили кормовую базу, и начали ежегодно продавать оттуда по 3,5 тысячи быков весом не менее 500 килограммов. К слову, перед развалом Советского Союза «Заря коммунизма» реализовывала за год по 2200 тонн мяса и 13,5 тысячи тонн молока!
В 2003 году за такие небывалые успехи сельхозпредприятие включено в число 60-и лучших хозяйств республики, что позволило получать от государства большие дотации за молоко и мясо. Этими деньгами распорядились разумно: приобрели много современной техники, в том числе кормоуборочный комбайн, которого не имело ни одно хозяйство на Витебщине.
2007 год – еще одно укрупнение. На этот раз присоединен колхоз имени Гагарина, где растениеводство было более-менее на уровне, а животноводство “лежало на лопатках”. В скором времени и там ситуация была исправлена.
В чем только черпал силы для управления директор Новиков, когда в 2008 году согласился на последнее присоединение к своему крупному хозяйству?! Это был колхоз имени Суворова. «В людях, которые мне верили, в моей семье, в радости от того, что уже было достигнуто, и точном понимании, чего и каким образом еще нужно достичь», – отвечает.
«Недопетая песня”
В 2011 году Владимир Новиков, имея возможности и желание работать, увольняется с должности, уходит на заслуженный отдых. Объясняет причину так: оставаться хозяином в своем сельхозпредприятии, распоряжаться, как раньше, денежными средствами согласно потребностям и интересам хозяйства и его работников стало практически невозможно. Становиться на другой путь было бы предательством по отношению к самому себе и своему коллективу. Мудрый и дальновидный директор Новиков был прав: путь этот привел “Торгуны” к печальным последствиям уже через пару лет. Но это, как говорится, другая история. Его же трудовая история продолжилась через несколько лет на соседней Глуботчине, где Владимиру Мефодьевичу предложили возглавить филиал ”Короли». За короткое время он вывел хозяйство в число лучших в районе, завоевал уважение и доверие людей. Разве могло быть иначе? – большой талант руководителя не имеет срока давности.
Грани
Муж, отец. С женой Лилией Анатольевной, верной спутницей, настоящей “боевой подругой”, бок о бок, в радостях и трудностях, без малого полвека. Образец того, каким должен быть глава семьи, для дочерей Елены и Натальи: при огромной занятости всегда находил время ходить на родительские собрания и праздники в школу, интересоваться делами, давать хорошие советы. Дедушка, которого очень любят и которым гордятся – взаимно – два внука и две внучки. Эстет – любит во всем красоту и аккуратность. Односельчанин, которого искренне уважают. Мужчина, что, не будучи военным, делами своими подтвердил: честь имею!
Послесловие
У писателя Владимира Солоухина есть такие строки: “О, каб дажджом праліцца мне на жыта! Жыццё дарэмна не лічыў бы я пражытым…” Бывший директор ОАО «Торгуны», отдавший своему ”ребенку» четыре десятка лет жизни и теперь всей душой болеющий за его будущее, Владимир Новиков не дождем, а ливнем добрых дел и разумной хозяйственности орошал людей и родную землю. Без пафоса.
Его убеждения
Основа успеха хорошее знание людей для правильной расстановки кадров на самые ответственные участки.
Создание условий не только для работы, но и для жизни. И не только бытовых. (Например, Новиков выделял немалые средства для приобретения спортивного инвентаря для школьников, для футбольной команды хозяйства, автобус на поездки в Минск на матчи, сам был заядлым болельщиком. При его поддержке состоялись пятые Горецкие чтения в Торгунах, ученики ездили на экскурсии по Беларуси, побывали на юбилее Нила Гилевича, на встречах с писателями. Он помог организовать хор при СДК, заказал костюмы в Минске, возил туда участников на примерку, приобрел аппаратуру и инструменты для ВИА при СДК… Короче, культурная жизнь в хозяйстве кипела).
Стратегическим направлением государственной политики должна быть линия по защите сельхозпроизводителя, который мог бы быть уверен, что свою продукцию реализует с реальным доходом.
Только руководство и работники сельхозпредприятия должны распоряжаться заработанными деньгами и решать, на что потратить полученную прибыль. (“Да, под управлением ”Молочной правды“ работники ОАО ”Торгуны” могут получать достойные зарплаты, – комментирует Владимир Мефодьевич, – но именно для развития хозяйства в целом пока я больших перспектив не вижу»).
Нет плохих подчиненных — есть плохой руководитель.
Елена НЕСТЕРЕНОК.
Фото Вячеслава Червинского и из личного архива.