Корреспондент Докшицкой районной газеты узнала о работе почты изнутри
Считается, что почта появилась с необходимостью распространения информации, записанной еще на наскальных надписях. А почтовая связь возникла вместе с письменностью. Первое сообщение было отправлено около 5000 лет назад в Месопотамии в виде запечатанного глиняного листа.
Сейчас почта – это не только служба доставки информации. Все функции, которые она выполняет, на пальцах не перечислишь. Чтобы подробнее узнать об этом, корреспондент провела один день на почтовом отделении связи «Докшицы-1″.
График работы почты – с 9 до 18 часов. Именно в девять часов подхожу к центральному входу, у которого уже выстроилась очередь.
– Сегодня пятница, – слышится разговор двух женщин. – Вот, приехала из деревни на рынок, а заодно коммунальные платежи оплатить.
– Мне тоже на базар, только деньги наличные с карточки сниму и на мобильник копеечку брошу.
– С 10-го по 25-ое число каждого месяца – платежные дни, – говорит начальник отделения Ольга Гаманович. – В этот период для удобства клиентов работают три оператора. Кроме того, оплату платежей принимает почтовый киоск. Если очереди очень большие – еще один оператор работает за дополнительным компьютером на зале. Сегодня пока более-менее спокойно, поэтому, думаю, справятся вчетвером.
За обстановкой в зале специалист с пятнадцатилетним стажем Ольга Ивановна наблюдает при помощи видеокамер, установленных здесь в прошлом году.
– Очень удобно следить за ситуацией, чтобы в нужный момент выйти и помочь операторам, – отмечает она. – Бывает, что нужно подсказать клиенту, как пользоваться платежно-справочным терминалом. К сожалению, пока он не популярен у посетителей почты, но это все, думаю, дело привычки. Может, попробуете сегодня себя инструктором по работе с терминалом?
Почему бы и нет? Вместе с тем “изнутри » познакомлюсь с деятельностью отделения. Пока Ольга Ивановна вводит меня в курс дела, к ней периодически заходят почтальоны. В райцентре их работает семеро. На каждого начальник формирует план, в котором расписана необходимая доставка корреспонденции, пенсий, посылок. Чтобы успеть все распределить и записать, рабочий день Ольга Ивановна начинает в семь часов утра. Встречает машину с почтой. Фиксирует привезенную корреспонденцию. Елена Червинская не первый год работает на маршруте Барсуки-Крулевщина-Порплище. Сегодня, кроме газет и писем, она развозит посылки по Докшицам.
– Такой платной услугой могут воспользоваться клиенты почты, на имя которых пришла посылка весом более двух килограммов, – говорит Ольга Ивановна. – За четыре рубля вам ее доставят домой.
По видеонаблюдению замечаю, как у терминала останавливается мужчина. Спешу, возможно, на помощь, но она не понадобилась: клиент уверенно нажимал кнопки, всем своим видом демонстрируя, что пользуется этой машиной не впервые.
У касс народа не меньше. Интересно, что все, кто заходит, сразу становятся в очередь, ближайшую к входу. «Отправить или получить посылку, оплатить услуги, снять наличные, оплатить кредит, сделать ксерокопию, выписать газету” – слышится то там, то здесь. «Пожалуйста, пять конвертов», – вдруг доносится из очереди. Обращаю внимание на, казалось бы, обычную для почты услугу, которая сегодня все больше приобретает статус редкой. Но не для Любви Веремей из Турков, которая по старинке пишет письма своей сестре в Латвию.
О том, что услуги можно оплатить в почтовом киоске, периодически напоминает клиентам Галина Сайкович. Одна из самых старших работников отделения, более тридцати лет назад она пришла в почтовую службу. Начинала в Волколатах. То время вспоминает с теплотой и большой благодарностью работникам местной почты, которые ее искренне приняли.
– Считаю, что мне очень повезло с первым местом работы, – говорит Галина Александровна. – Через три года меня забрали в почтовое отделение в Докшицы. На данный момент здесь начал действовать отдел подписки, куда меня и направили вместе с Тамарой Лось. На почте, которая была в здании, где сейчас находится районный Центр детей и молодежи, не хватало места. А потому новую услугу перенесли в соседнее здание редакции районной газеты. Здесь с Тамарой Васильевной и оформляли подписку. В 1995 году построили теперешние здание почты. Так что в этом году ему уже 25 лет.
Галина Сайкович работает с клиентами не только в почтовом киоске. Она – оператор по документам, отвечает за продажу бланков строгой отчетности, что используют в своей работе бухгалтеры и экономисты различных предприятий и организаций.
На часах 10.30, а людей у касс не становится меньше. Сегодня здесь операторами работают Оксана Гильнич, Елена Колонтай и Светлана Герасимова. Работники опытные, хорошо известные постоянным клиентам, которые, случается, иногда с удовольствием делятся с сотрудниками своими жизненными проблемами, интересуются их делами.
– Каждому человеку приятны будут дружелюбная улыбка и доброе слово, – говорит оператор Оксана Гильнич, – а потому в работе с людьми главное, считаю, самому быть позитивным.
В отделении немаловажная роль отводится продаже различных товаров. Игрушки, бытовая химия, канцтовары, постельное белье и многое-многое другое. За выполнение плана по продаже сотрудникам начисляется доплата. А потому здесь каждый заинтересован, чтобы соблюдались сроки и условия хранения, например, продуктов питания. За разнообразие того, что видим на полках, отвечает организатор розничной продажи Оксана Пчелка. Вместе с кладовщиком и оператором Еленой Дук они на рабочем месте тоже почти с семи часов.
За шесть месяцев этого года почтовым отделением связи “Докшицы-1” получено 8 762 единицы входящей корреспонденции.
– Сегодня утром приняли 120 коробок с маслом – рассказывает Оксана. – Как всегда, есть в продаже сахар. Кстати, сейчас он, а также минеральная и питьевая вода, выпускаются в последнее время под маркой “Белпочта”. Сейчас сезон заготовок, а потому предлагаем крышки для консервации, уксус. На селе, куда товар вместе с корреспонденцией отвозит мотодоставка, пользуется спросом комбикорм. А еще мы продаем цемент, о чем не все знают. Для реализации куриного мяса от «Ганны» приобретены специальные холодильники.
Только после 14.00 очереди в отделении уменьшались, а иногда их не было и вовсе. Но это не значит, что сотрудники в это время сидят, как говорят, сложа руки. Постепенно со своих участков возвращаются почтальоны и приносят письма горожан, собранные из почтовых ящиков. Теперь их нужно отсортировать. Час пик для операторов приходится еще и под конец рабочего дня, когда граждане как раз идут с работы. Начальник отделения работает до семи вечера.
С развитием инновационных технологий много разговоров идет об архаизме почты. Но, как видно, она и сегодня людям нужна. Вырос объем пересылки посылок. Стал популярным посткроссинг – обмен открытками с коллекционерами из разных стран. И почта подстраивается под современность. Эволюционирует.
Евгения МАЛЕВИЧ.
Фото автора.