Жительница деревни Шильки Докшицкого района вырастила семеро детей
Апошні свой аддасць кавалак хлеба,
Жыццё аддасць, каб толькі мы жылі…
Два сонцы ёсць.
Адно нам свеціць з неба.
Другое – мама на зямлі.
С. Басуматрава.
Жительница деревни Шильки, что в Волколатском сельсовете, Ванда Мартуль вырастила семеро детей без сомнения, хотя и родили с мужем Фердинандом четырех. Старших поднимала с ним, а меньший Игорек еще был небольшим, когда отец преждевременно умер. Хватило одиночества под завязку. Слава богу, что дети выросли все порядочными людьми, обзавелись семьями, родили бабушке внуков. Сердце болело только за Олега. Неудачно женился сынок, и каждый раз, когда приезжала к нему в Волколаты, сердце сжималось от увиденной домашней нечистоплотности, нелепого поведения невестки, которая всё чаще стала заглядывать в рюмку. А потом случилось то, чего так боялась. Невестка вообще ушла из семьи, бросив троих детей. Как птица бросилась бабушка к внукам: защитить, пожалеть, обласкать. На семейном совете решили: Олег с детьми возвращается в родительский дом. Так Ванда Владимировна на седьмом десятке для Димы, Дениса и Веронички, которая только пошла в школу, стала мамой.
Чтобы отправить всех троих в школу, а сына на работу, вставала в пять часов утра и до вечера на ногах. Держали две коровы, лошадь, и сейчас, кстати, сарай не пустой: на году троих кабанов колят. Имели теплицы, рассаду продавали в Докшицах, Мядели. А еще выручали клюкву, которой из болота, как говорит Ванда Владимировна, перенесла на” горбу » тонны. За них когда-то с мужем построили просторный, добротный дом, купили мотоцикл, а позже внукам деньги шли на обновки.
–Уставала, конечно, и очень, но Олежка сильно помогал. Он и сейчас кричит, мама посиди, я сам. А как же мне усидеть? Это же для деток все, –рассказывает Ванда Владимировна. –Конечно, любовь материнскую заменить никто не может. Обнимет, бывало, Вероничка папу, прильнёт к нему, а я спрячусь, чтобы слез моих не видели. Это же какое сердце нужно иметь, чтобы отказаться от родных кровиночек, которые ей и сегодня не нужны? А Олег так и не женился, жил только детьми.
Сердце же самой Ванды Владимировны настолько искреннее и большое, что в нем есть место и сыновьям с дочерью, и невесткам с зятем, и восьми внукам, и пятерым правнукам. Материнский подвиг этой скромной деревенской женщины еще и в том, что она личным примером, когда работала, не покладая рук, делилась последним, ничего не оставляя себе, научила детей жить очень дружно, слушаться Леонида, который после смерти отца стал за старшего в семье, не бросать друг друга в беде и всегда помнить о том месте, где появились на свет.
По выходным и праздникам на усадьбе Мартулей настоящий муравейник из людей и машин. Там кипит работа, слышится смех, живая беседа , ближе к вечеру теплится баня. А в центре этой бурной жизни–бабушка Ванда, которая успевает одновременно раздавать команды, приласкать и упаковать пакетик каждому. А как поедут, сядет на призбе, чтобы чуточку отдохнуть и благодарит Бога за то, что у ее деток все хорошо, а что еще нужно Матери?
В клюкву бабушка Ванда ходит еще и сейчас.
Тамара Ольшевская.
Фото Александра ВОРОНКОВИЧА.