Семейная династия водителей-международников — о своей работе

29812df9bc31fbaa5f3112be2a14df59

Олег Иванович и три богатыря

Самая распространенная фамилия в минском автобусном парке № 2 — Земченок

Так повелось, что в семье Земченок-Медюхо за руль садятся раньше, чем за парту. Их водительская династия насчитывает уже несколько поколений. Нынче в минском автобусном парке № 2 работает дядя и трое его племянников. И пока младший из семейства — Игорь — нарабатывает стаж на городских маршрутах, трое остальных в Варшаве бывают чаще, чем на родной Витебщине. Они водители-международники.

Их рулевой

Профессии раньше было принято передавать по наследству. Так случилось и в семье Земченок. Водителями в семье Олега Ивановича работали отец и старший брат. Поэтому он и сам с малых лет сидел за рулем.

— Самостоятельно водить машину я умел уже в четвертом классе. Отец, правда, сбоку сидел. Грузовик — в девятом-десятом. А потом устроился помощником комбайнера.

Прав тогда у Олега Ивановича, конечно, не было. Заветные корочки в докшицком ­­­ДОСААФ он получил на свое совершеннолетие. После этого еще немного поработал на тракторе и ушел в армию. К слову, и там ему удалось найти занятие по душе.

— Служить отправили в Минск. Моя часть и сейчас находится на Партизанском проспекте. Мне повезло: возил одного генерала — начальника оперативного управления Белорусского военного округа. Когда срок службы подходил к концу, в часть приехал директор автобусного парка Владимир Владимирович Ширей. Искал хороших водителей. Дежурный по части меня и посоветовал. 

Предложение поработать в «Минск-пассажиравтотрансе» Олег Иванович принял сразу. Только съездил домой в Поставы за паспортом. С тех пор в одном автобусном парке он работает уже 30 лет.

— Такое чувство, что это было вчера. Два с половиной года я был личным водителем директора. А потом захотелось перейти на автобусы, тогда на маршрутах работали большие красивые «Икарусы». 

Небольшой ликбез. Чтобы стать водителем международного маршрута, для начала нужно наработать три года «автобусного» стажа на маршрутах городских. В те времена второй парк такие не обслуживал, поэтому Олегу Ивановичу пришлось устроиться водителем-перегонщиком, а потом пересесть на микроавтобус РАФ. Кстати, условие трехлетнего стажа сохраняется и по сей день. Это к вопросу о том, почему международником еще не стал самый младший Игорь.

— После меня начали отправлять на дальние рейсы, — вспоминает молодость Олег Иванович. — Ездил в основном в Россию: Тамбовская область, Нижний Новгород, Подмосковье… В Германию отправляли: Мюнхен, Кельн… Потом в Варшаву. На этом маршруте я и остался. Работаю вот уже 22 года.

Семейный подряд

Собеседник признается, что всегда по-доброму завидовал тем, кто работает в паре с родным человеком. Например, когда напарниками были два брата или отец с сыном.

Поэтому втайне мечтал перетянуть за руль и своего брата. Не вышло.

— Он в деревне жил. Охотился, рыбачил… Так и сказал: «Не надо мне это, город — не мое». Но свою мечту я все-таки осуществил. Водителями стали мои племянники.

С одним из них — двоюродным — Олег Иванович работает в бригаде «варшавского» автобуса с номером 8622. Сергея Медюхо он забрал в парк сразу после армии. Сначала парень устроился слесарем, затем работал на снабженческой газели, а потом еще четыре года «откатал на городе».

— Помню, Сергей только пришел к нам работать, сидел в яме, чумазый весь, крутил гайки, — в голосе Олега Ивановича появляется особая теплота. — Это правильно, в жизни нужно начинать с нуля, чтобы приобрести навыки. Когда подрос, я попросил его себе в напарники. Теперь, бывает, поедем в рейс, а он мне: «Дядя Олег, дядя Олег…» Я ему в ответ: «На работе я тебе Олег Иванович», — смеется.

К слову, сам Сергей, чей отец также работал водителем (правда, не автобуса), с детства хотел быть дальнобойщиком. Почти удалось. Расстояния нынче он преодолевает не меньшие. И о своем выборе не жалеет:

— С дядей работать легко, у нас уже все отлажено. Каждый знает, что ему делать. 

— Напарники ведь как супруги: где-то переглянулись — и сразу все поняли, — вторит ему Олег Иванович. — Поэтому с близким тебе человеком и работать проще.

До пандемии коронавируса у напарников было по восемь-девять рейсов в месяц, почти все время проводили в дороге. Сейчас поездок в два раза меньше — четыре-пять. А было время, когда международное направление и вовсе было блокировано. Скучали. Работу свою любят настолько, что говорят о ней даже на семейных праздниках.

— Не можем мы без этого, — улыбается Сергей. — У меня сейчас два сына подрастают, одному девять лет, второму три года. Они пока не хотят быть водителями, старший мечтает стать программистом. А мне хотелось бы, чтобы семейный подряд продолжился… Но настаивать я не буду.

Спасибо дяде!

Знакомлюсь с двумя другими представителями автобусной династии. Международник Сергей Земченок и пока еще «городской» парень Игорь с 124-го маршрута — родные братья. Олег Иванович для них дядя, однако, как говорит Сергей, они его больше считают за отца:

— Именно дядя научил меня почти всему. То, какой я есть, — это все благодаря ему. Нашего папы не стало, когда мне было десять, и именно дядя Олег меня всегда поддерживал, подсказывал. Все, чего я добился, было сделано с его помощью.

Не сомневались парни и в выборе профессии. Интересуюсь, оправдались ли их ожидания? Игорь отвечает прямо: да. Рада и его мама. Хорошая, мол, зарплата, выделили общежитие, да и сам «под охраной» родни:

— Единственный минус — пробки и машины, которые лезут под колеса. Не боятся автобуса, а стоило бы. «На городе» я, кстати, задерживаться не собираюсь. Как только наработаю те самые три года стажа, которые необходимы для международных перевозок, буду как братья и как дядя. 

— А я возьму его к себе напарником, — отзывается Сергей.

Быть международником — немалая ответственность. Проверить не только билеты, но и паспорта. Знать все нюансы прохождения границы и правила дорожного движения другой страны…

О том, как порой непросто бывает за рубежом, Олег Иванович рассказывает на конкретном, пусть и нечастом примере. Однажды на территории Польши у него сломался автобус.

— Полетела коробка передач. До границы добирались кое-как, на скорости 20—25 километров в час. Техпомощь нас забрала только в Беларуси. Потому что для предприятия допустить поломку в другой стране очень накладно. Да и в почете ты не будешь, если сломаешься.

О смене профессии семейство Земченок-Медюхо даже не думает. Признаются: прикипели душой.

— Одно только расстраивает, что собраться вместе нам удается редко. Графики не совпадают. Пока кто-то в рейсе, другие дома, и наоборот. Благо хоть живем рядом, работаем рядом, а значит, всегда помогаем один одному и поддерживаем друг друга.

Sb.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *