«Герб — это значимость города». 225 лет назад семь белорусских городов получили свои гербы
Указом императрицы и самодержицы Российской Екатерины II городские гербы были пожалованы Бобруйску, Вилейке, Дисне, Давид-Городку, Докшицам, Игумену (ныне Червень) и Поставам.
Причина дарования им монаршьей милости заключалась в том, что, оказавшись в пределах Российской империи, эти города сделались уездными центрами. Как раз во времена разделов Польши по большой стране прокатился тяжёлый каток административной реформы. 7 ноября 1775 года был издан указ Екатерины II «Учреждения для управления губерний», в соответствии с которым губернии были переименованы в наместничества, изменены границы уездов и приняты меры к тому, чтобы в наместничестве проживало 300-400 тысяч человек, а в уезде 20-30 тысяч.
Присоединенные территории, включая Беларусь, также подверглись этим преобразованиям. В 1777 году было образовано Полоцкое и Могилёвское наместничество, в 1781 — Черниговское наместничество (включавшее в себя Хойники, Наровлю, Речицу и другие белорусские города), в 1795 году — Виленское, Слонимское и Минское. Менялась и нарезка уездов.
Главная роль городских гербов в конце XVIII века заключалась в том, чтобы отделить деревню от города.
При этом Бобруйск и раньше был городом и даже имел Магдебурское право, но герба у него не было. А потому за дело взялась герольдмейстерская контора, перед которой государством ставились вполне определённые задачи: «означить первое: милость Ея Императорского Величества к сим селениям; второе: чтобы обстоятельствы или промыслы оных изобразить».
В Указе 1796 года смысл герба Бобруйска разъясняется следующим образом: «В сем округе находится довольно мачт годных деревьев, и промысел оными составляет не малую часть пользы тамошних жителей, которые сплавливают их по реке Березиной, для отправления к Рижскому порту, куда такия же деревья провождаются из Брянска и других мест; в сходство сему изображается на средине серебрянаго поля, мачта и к ней приставленныя два для мачт изготовленныя дерева крестообразно».
Свой герб имела Дисна, получившая его вместе с магдебургским правом по привилею Сигизмунда II Августа. Но тот старый герб — ладья с серебряным парусом, символизирующая торговый путь из варяг в греки, — был по указу Екатерины II заменён на новый: «В верхней части щита герб Минский. В нижней — по обильному в сем округе посеву и урожаю льна, которым жители сего нового города отправляют прибыточный торг в Ригу, помещен на герб в зеленом поле поставленный золотой сноп льна». И лишь Указом Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2004 г. № 60 Дисне был возвращён ее исторический герб, один из самых древних в Беларуси.
Вилейка (Старый Куренец) с 1599 года была центром старостсва Ошмянского повета, а с 3 мая 1795 года стала уездным городом Минского наместничества, и для нее был придуман герб: скошенная серебряная река, по которой вниз плывёт судно, нагруженное тюками с золотым ржаным колосом. Толкование было такое: «…на той реке [Вилии] строят водоходныя суда и отправляют на оных свозимые из разных мест товары и продукты».
Позднее, когда Вилейский уезд был переведён в Виленскую губернию, герб видоизменился, но в 2001 году Вилейский районный исполнительный комитет во главе с исполняющим обязанности председателя Е.В. Синило вернулся к старому варианту герба, что и закреплено в Гербовом матрикуле Республики Беларусь 13 апреля 2001 г. № 57.
Похожая история и с Игуменом. Он до раздела Польши был церковным местечком, в 1795 году получил статус города и уездного центра, а затем и собственный герб: серебряный цветущий куст, над которым вьётся пять золотых пчел. Разъяснение было такое: «Сей предмет (золотые пчелы, «собирающие и готовящие мед») обитателей уезда, преимущественно пред другими упражняет и главной составляет их прибыток».
Что же касается Давид-Городка, Докшиц и Постав, то они очень скоро перестали быть уездными центрами и даже городами. 17 ноября 1796 года Екатерина II скончалась, ее сын Павел затеял новую административную реформу.
Давид-Городок получил Магдебургское право еще в XVI веке, но официально стал городом лишь в 1940 году. Но и ему тем же указом Екатерины был дарован герб, трактовавшийся следующим образом: «…в черном поле река Припять, на берегу коей серебряная пристань с двумя воротами и с пристающим золотым судном, нагруженная товаром, в трех тюках связанным».
Докшицы до присоединения к Российской империи были селом и получили герб с изображением двух чёрных холмов с золотыми сосудами, из которых изливается серебряная вода. Толкование здесь такое: «две знаменитые в тамошнем краю реки Вилия и Березина, которые способствуют торговле к берегам Черного и Балтийского моря». Герб восстановлен Указом Президента Республики Беларусь от 20 января 2006 г. № 36
Поставы были местечком и находились во владении Тизенгаузенов. Их герб — рыболовная сеть и три золотые рыбы — имел следующее толкование: «В уезде сего города при местечке Мяздоле в озере производится обильная рыбная ловля довольствующая Губернский город Минск и другия; в знак сего в голубом поле изображена в низу пирамидально растянутая серебряная рыболовная сеть, а сверху таким же образом углом положены и обращены головами в низ три золотыя рыбы».
Примечательно, что жители городов знают свои гербы и понимают их смысл.
— Если мне не изменяет память, герб Бобруйска был подарен городу Екатериной II и символизировал мачту, так как Бобруйск, стоящий на реке Березине, имел отношение к лесосплаву, — рассказывает бобручанка Таисия Худовец. — Конечно, для города это было важно, это делало его значимым. Бобруйск был немалое время областным городом, да и теперь после всех областных центров он самый густонаселённый.
О гербах снимают анимационные фильмы. Как пример — мультипликационный фильм Руслана Синкевича о Бобруйске.
Вот и получается, что городские гербы — очень важная составляющая любви к «малой родине», городского патриотизма. Любить их, пропагандировать и беречь — наша общая задача.
Юлия АНДРЕЕВА.
Источник: www.sb.by