Благородным делом занимается Людмила Чернухо из деревни Прудники
Среди тех, кого чествовали на районном празднике передовиков народного хозяйства, была пенсионерка Людмила Чернухо из Прудников. Это удивительная женщина в силу своего неравнодушного характера и большой любви к родному краю по собственной инициативе, как может, старательно сохраняет прошлое своей родной деревни Милькунь.
Сейчас она в больших заботах: к 9 Мая планируется установить на деревенском кладбище у братских могил памятник мирным жителям, погибшим от рук немецко-фашистских захватчиков. Из 71-ой уже известной фамилии, которые будут записаны на нем, 20 установила Людмила Николаевна с помощью потомков бывших жителей Милькуни, районного военного комиссариата. А еще думают сделать три таблички с фамилиями убитых за связь с партизанами, пропавших без вести и тех, чье место захоронения неизвестно. Всего удалось восстановить 49 имен. Есть замысел установить вывески у памятника, который находится на въезде в Милькунь. Кстати, его перевезли из Шуневки перед тем, как там стали строить мемориал.
Сейчас у Людмилы Николаевны много помощников, начинала же одна уже сколько лет тому назад. Слушать о том, как жили раньше, она любила всегда. Способствовали тому и старинное кладбище с большими каменными крестами, которые у любопытной девочки вызывали неподдельный интерес. А ее мать и бабушка были хорошими рассказчицами. Многое запомнила, да не до тех знаний было, пока жила в городе, растила детей. А когда овдовела, вернулась в деревню, ушла на пенсию, все чаще стали донимать мысли, что непростительно будет унести с собой то, что знает. А тут еще и внучка Вика выросла вся в бабушку: любознательная и умная. Вдвоем они и начали свое историческое расследование. Бабушка расспрашивала старых людей, внучка искала информацию в интернете, и всей семьей пытались навести порядок на исторической части кладбища, где некоторые кресты уже завалились. Убирали и досматривали братские могилы с захороненными в войну односельчанами. Вот они — самая большая боль Людмилы. Ее родных там нет, но мать Александра Васильевна своими глазами видела тот ад, в котором погибли милькунцы.
По ее воспоминаниям и других людей, кому удалось выжить, в один из последних ноябрьских дней 1942 года (а не мая 1943, как ошибочно указано в книге «Память. Докшицкий район») в деревню ворвались каратели, так как по дороге на Заголовье взорвалась немецкая автомашина. Солдаты стали шастать по домам, сгонять людей. Шесть человек застрелили сразу. Одна молодая женщина с младенцем бросилась убегать, поняла, что не получится, бросила малыша в картошку, думала, что не заметят. Ее догнали, убили, потом вернулись и то же самое сделали с младенцем. И все же большинству удалось убежать в болото, а некоторые, как и матери Людмилы, кому удалось спрятаться в картофельных ямах, тряслись, колотились от страха быть найденными. Волосы дыбом стояли от криков и воплей, что разносились по деревне. Потом нестерпимо запахло горелым человеческим мясом. Это жгли тех, кого застали в домах.
Только через три дня милькунцы решились вернуться в деревню. Первое, что сделали, – начали хоронить жертв карательного налета. Шесть застреленных человек положили в одну могилу, а останки сожженных, что смогли собрать, – в другую. Поставили кресты.
Еще одно нашествие немцев Милькунь и впрямь пережила в мае 1943 года, когда попала в пределы карательной операции фашистов против партизан «Котбус». Снова согнали всех жителей в одно место. Молодежь (в том числе и мать Людмилы) и двух мужчин отправили пешком в Либоровщину. Там последних расстреляли, а подростков отправили в Германию. Женщин с детьми в Милькуни закрыли в сарае. Не трудно догадаться, что их ждало. Спасли мучеников от ужасной смерти партизаны бригады «Железняк».
Потомки тех милькунцев разлетелись по всему бывшему Союзу. Сейчас в деревне живет менее десятка человек. Но как дружно все взялись за дело, когда встал вопрос об увековечении памяти погибших! Удалось выйти на связь не только с жителями Беларуси, но и России, включая далекую Сибирь. Вместе вспоминали, где чья стояла хата, кто в ней жил, сколько человек было в семье. Параллельно собирали деньги на памятник. Но ведь сумма нужна немалая, собранного не хватало. Нашли поддержку у председателя Бегомльского сельского Совета депутатов Николая Трахинина. С дружелюбием отнеслась к инициативе Людмилы Чернухо председатель районного Совета депутатов Валентина Рандаревич. Захоронение в Милькуни сейчас взято на учет, ему присвоен госномер, запланированы средства на установку памятника по госпрограмме «Увековечение памяти о погибших при защите Отечества». Сейчас проект находится на согласовании в Министерстве культуры Беларуси.
У Людмилы Николаевны от всего этого настроение самое прекрасное. То, в чем она видела свое предназначение, скоро свершится, и ради этого надо было жить.
Фото Евгении Малевич.