В Докшицком районе живут замечательные люди
Трактор зовет
В свои 27 механизатор ОАО «Докшицкий райагросервис» Виктор Судник уже «Человек года Витебщины» и один из лучших молодых аграриев северного региона.
Трудолюбивые Судники и в свободное время сложа руки не сидят. На 50 сотках земли выращивают зерно, картошку, держат хозяйство. Не так давно Виктор с женой Натальей перебрались в Докшицы. Супруга — учитель труда в местной школе.
Руководитель ОАО «Докшицкий райагросервис» Андрей Богович доволен своими кадрами: «Ответственными, толковыми работниками, в том числе молодежью, мы не обделены. Но Судники — настоящие хозяева, аграрии!»
Алые паруса — на счастье!
Одиннадцать лет назад она решила, что скучно просто сидеть в декрете и взялась за… топиарии. Симпатичные деревца из кофейных зерен и стекляруса стали добрым почином. Сегодня Татьяна, кажется, может создать красоту из чего угодно. Яркие изделия разошлись не только по друзьям и знакомым, но, например, есть в школе искусств и музее Бегомля, районном Доме культуры.
На работе таланты нашей героини тоже пришлись кстати. Татьяна Казимировна с любовью расписала коридорные стены дома-интерната. Из-под ее легкой кисти на них «расцвели» яркие цветы, «вспорхнули» ввысь небесные ласточки…
Кстати, еще одна композиция от Татьяны Свирко успела побывать в центре брендового для края фестиваля двух рек. Речь про огромного лебедя-шипуна, которого несли на праздничном шествии. На его воздушное, словно живое, оперенье пошла легкая подложка для ламината. И снова дружные Свирко, помогая маме, делали это чудо вместе.
— Муж Александр, дочки Дарья и Полина, сын Дима — главная моя поддержка, — улыбается Татьяна Казимировна. — А вдохновение я черпаю вокруг. Оно — во всем. Дочка приходит и просит придумать милый презент для одноклассницы, сын заказывает композицию на конкурс… И в моей голове сразу же десятки идей, как сделать необычно, красиво.
Ростовые цветы и балерины в фатиновых юбках-пачках, оригинальные, залитые эпоксидной смолой картины… В копилке творческой сельчанки много всего. Есть бархатные, в стразах яйца «под Фаберже» и даже мини-корабль с алыми парусами. Сказочную мечту Ассоль наполнили цветами и подарили молодоженам на свадьбу. Такой презент — к счастью, не сомневается автор:
Экзот на ладони
У талантливого хирурга Ивана Шингарева — витебские корни. В уютный райцентр он прибыл по распределению вместе с женой Вероникой. Она родом из Докшиц, по специальности медсестра-анестезист. Так что Шингаревы не только красивая пара, но и коллеги.
В райцентре семье предоставили служебное жилье. Сперва квартиру, а позже дом, который Иван Михайлович мечтает приватизировать. Для медиков такая возможность стала бы стимулом закрепиться на периферии, считает доктор:
— С грамотным, сплоченным коллективом местной больницы мне повезло. Как и с наставниками, у которых проходил интернатуру. Это Валерий Степанович Копыл из самих Докшиц, а еще Юрий Иванович Ратомский из областного центра.
Почему Шингарев вообще выбрал медицину? Об этом всегда мечтала его мама Ирина Савельевна.
— Ее уже нет с нами, а завет исполнен, — делится Иван Михайлович. — Мама была учителем по образованию, а по жизни — народным целителем, прекрасно разбиралась в лекарственных травах. За советом, помощью к ней обращались многие соседи, знакомые.
А вот необычное для мужчины хобби у Ивана Шингарева возникло словно само по себе. Наш герой выращивает цветы, в том числе экзотические. Лет десять назад подарил жене гардению. Он вспоминает:
— Заботы о тропической гостье плавно легли на мои плечи. Дальше — больше. Как любой начинающий цветовод, сперва не чувствовал меры, заставил цветами все пространство в доме… Сейчас в моем зеленом царстве около 150 «избранных», чаще редких растений. Предпочтение — очень ароматным. Например, сортовым орхидеям.
В любимчиках у Ивана Шингарева — орхидея Стангопея, иначе «голова быка». Цветет она всего три-четыре дня, но благоухает так, что помнится и год спустя. С цветущими «подопечными» связано немало историй. Скажем, про появление в Докшицах магнолии чампака. Эти цветочные красавицы, например, жемчужинами рассыпаны по острову Бали, но для Беларуси — форменная экзотика.
— Дважды цветок летел ко мне из теплиц Таиланда, — рассказывает Иван Михайлович. — Но прижился только с третьей попытки. Тогда мне повезло найти чампаку уже ближе к дому, в России, у страстного, такого же, как я, любителя цветов. Жаль, вы приехали в ту пору, когда большинство моих растений или отцвело, или только готовится к бутонам.
…Больничные подоконники доктор Шингарев тоже обставил зеленью. Например, привитое лимонное дерево исправно дает плоды. Иван Михайлович с улыбкой присматривается к зелено-желтому урожаю:
— На лимонад хватит. Будем оптимистами!
Три плюс два
Вероника Кулинкович — хозяйка этого дома, награжденная орденом Матери, рассказывая, тепло улыбается:
— У старших сыновей, 20-летнего Владислава и 18-летнего Станислава, появились сестрички и братик. Алисе, Еве и Максиму год и семь, и, конечно, их рождение — главное для нас событие за все это время. Не поверите, новость о малышах муж Александр встречал едва ли не со слезами на глазах. Сбылась его мечта, так и загадывал: «Вот бы тройня».
На общем, сделанном нашим фотокорреспондентом снимке главы семьи нет по уважительной причине. Электромонтер предприятия «Ветразь» Могилевского завода лифтового машиностроения как раз уехал на сессию. Он заочно учится в Витебском технологическом университете на инженера-энергетика. Сейчас на третьем курсе. Супругом Вероника Анатольевна гордится:
— Диплом вуза после 40 лет дается непросто, но Саша очень старается, а мы держим за него кулачки.
Безоговорочная поддержка, искренние доверие и забота — три кита этой дружной семьи. С появлением сразу троих детей в привычном укладе многое поменялось. Три стульчика для кормления на просторной кухне, коляска-трансформер на три места, столько же автокресел, которые непросто уместить в легковом Volkswagen Polo…
Задумываемся о минивэне, рассказывает о планах Вероника:
— Мы очень любим родной горпоселок — тихий, уютный, с хорошей инфраструктурой и стабильной работой, но ребятня подрастает, и хочется быть мобильнее, причем с комфортом.
Пока мы общаемся, в детской — все своим чередом. Никаких криков, плача, требования немедленно взять на ручки. За племянниками присматривает, помогая сестре, их тетя Ирина.
Хватает ли у мамы-героини времени и энергии на что-то для души? При желании возможно все, говорит она. В сезон Вероника разводит целое разноцветное море петуний, а по случаю старается баловать родных вкусной выпечкой — от ароматной пиццы с чебуреками до пышных кексов.
Время для часов
Своих «пионеров» — настенные «Маяк» с боем — Анатолий Михайлович восстановил 45 лет назад. Интерес к коллекционированию возник и того раньше.
— С детства я был чем-то увлечен, — признается собеседник. — Спичечные коробки, марки, старинные монеты… После школы и Ветринского училища электромонтеров занялся ремонтом телевизоров, радиопроигрывателей, часов. Видеть, понимать, как все устроено, — это у меня от дедушки, который был резчиком по дереву, хорошим мастером. Учиться у него мне не довелось, но генетика — вещь немаловажная. Для примера, моя страсть к коллекционированию передалась 10-летнему внуку Матвею. Он — молодец! Как-то привозит мне из Витебска пару маленьких телевизоров: «Соседка несла на мусорку, а я отстоял».
Такой подход к вещам для деда-коллекционера, конечно, бальзам на душу. Примерно так же в его личном «арсенале» появлялись первые экспонаты. С миру по нитке — заброшенных чердаков, блошиных рынков, у друзей и знакомых — Коляда собирал то, из чего сегодня легко составить настоящую тикающую экспозицию. Впрочем, мансарда его частного дома и так как музей. В трех комнатах под самой крышей немало того, от чего сердце ценителей забьется чаще. Смотрите, настенные французские часы Le Roy a Paris, демонстрирует Анатолий Михайлович:
— Раритет — им более 90 лет. А это — немецкие Gustav Becker, есть и орловского, кировского, московского заводов… Любопытные — бронзовые карманные с Мао Цзэдуном на крышечке. Когда-то шурин привез их из Поднебесной.
Находить жемчужины все сложнее, признается собеседник. При этом он хочет не просто заполучить эксклюзив — вдохнуть в него новую жизнь. На реставрацию могут уйти недели, но оно того стоит. Изготавливает умелец и корпуса для готовых механизмов.