Материалы из уголовного дела о геноциде населения Беларуси в годы войны

gvoz

«Из трупов убитых мирных жителей деревни Надозерье каратели сделали мост через канаву», расстреляна жительница деревни Сосно с двумя малолетними детьми, грудного ребенка и малыша трех лет фашисты закололи штыками, «карательные части, передвигаясь по заминированным полям, гнали перед собой мирных граждан, чтобы они, взрываясь и погибая, очищали минные поля»… Все это из материалов уголовного дела о геноциде населения Беларуси в годы войны. Мы продолжаем публиковать малоизвестные факты и свидетельства тех преступлений.

Убийство мирного населения.

Семь миллионов заложников нацистов

В сентябре 1941-го, когда вся территория ­БССР была захвачена фашистскими войсками, в неволе оказалось примерно 7—7,5 миллиона ее жителей. Для организации и проведения геноцида, грабежей и других преступлений руководство нацистской Германии и высшее командование германской армии направили в ­БССР карательные подразделения полиции безопасности и СД, вермахта, зондеркоманды, войска СС, латышские, литовские, украинские и прочие коллаборационистские группировки…

Из протокола допроса Виктора Моисеева из Полоцкого района. «Население угоняли в концлагеря, грабили, — рассказывает свидетель, — отбирали даже одежду и обувь. Дети, женщины, старики шли зимой босиком под конвоем». А сколько людей было убито еще на родной земле! В конце января 1943-го все партизанские семьи, в том числе и мать Виктора Федоровича выслали в концлагерь в Полоцке. Так и в других деревнях… В Заборье в конце февраля — марте в кузницу согнали мирных жителей и подожгли. Этот же карательный отряд расстрелял в деревне Гороватка 12 сельчан и трех пленных партизан. Людей до этого пытали, избивали. Тех, кого находили в лесу, расстреливали на месте. Маленьких деток из деревни Сосно с матерью нацисты закололи штыками.

Массовое уничтожение людей было поставлено на поток и велось садистскими способами: расстрелы, виселицы, газовые камеры, сжигание, голод и холод, распространение эпидемий, адский физический труд… Это также должно было навести страх, подавить малейшие попытки сопротивления населения оккупантам.

Каратели не щадили ни взрослых, ни детей…

На допросе 25 декабря 1945 года в Минске арестованный Вайсинг Георг подтвердил, что лично руководил карательными операциями в районе Глубокого весной 1944 года. Подсчитал: «Моими людьми сожжено не менее 15—20 населенных пунктов. Кроме того, на основании моего приказа сожжены все отдельные жилые строения в районе лесных массивов». Продолжил: «На участке Плисского района и в частности в деревне Надозерье весной 1944 г. действовали только мои полицейские подразделения, а следовательно, расстрелы мирных граждан были совершены ими. По моему приказу разрешалось тех, кто пытается укрыться от моих людей, расстреливать».

Свидетель, белорус, по этому эпизоду сообщил: в апреле было расстреляно 16 жителей деревни Надозерье, которые пытались скрыться от карателей, а из трупов убитых нацисты сделали мост через канаву. Человек рассказал и о том, как «карательные части, передвигаясь по заминированным полям, гнали перед собой мирных граждан группами по 15—20 человек, чтобы те, взрываясь и погибая на минах, очищали минные поля». Фашистское командование убийц наградило: десятки из них получили орден «Железный крест», Вайсингу полагался крест золотой.

Получить его палач не успел. Зато успел рассказать на допросах и о карательной операции «весенний праздник»: массовых убийствах в районе Радошковичей — реки Березина с 25 мая по 25 июня 1944-го. Сообщил, когда и кем были отданы приказы, кем приводились в исполнение. Всего, говорил Вайсинг, тогда было расстреляно около 400 человек, в том числе женщин, стариков… Часть населения угоняли на каторжный труд, имущество, скот отбирали.

Жертвы перед расстрелом, 1941 г. Фото найдено у немецкого солдата, убитого на Северо-Западном фронте.

Вот что сказано в обвинительном заключении и приговоре по делу командира роты 546-го охранного батальона Бауэра Иозефа Баптиста: «Весной 1944 года т.е. с мая и до конца июня месяца 1944 года в районе Молодечно, деревень Пустоселье, Парфяново и мест Докшицы участвовал в проведении операции «Весенний праздник». Бауэр со своей ротой перекрывал один из участков, где могли прорваться партизаны. «В результате этой операции на участке 546 охранного батальона было взято в плен 15 000 партизан и мирных граждан, судьба которых неизвестна». По численности населения это примерно как сегодняшние Житковичи или Несвиж, или Смолевичи.

Из обвинительного заключения по делу командира роты 546-го охранного батальона Бауэра Иозефа Баптиста.

Читайте далее sb.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *