Ставку на будущих педагогов и аграриев делают в Докшицком районе
На профессиональное самоопределение учащихся сильно влияет школа: через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу. Так какие же ориентиры выставляются сейчас?
Целевая подготовка. Наиболее острый вопрос, который решает сфера образования района, – самообеспечение педагогическими кадрами.
– От укомплектованности работниками, их профессионализма напрямую зависит качество обучения и воспитания, – объясняет актуальность проблемы начальник отдела по образованию райисполкома Дмитрий Портянко. – Каждый руководитель учебного заведения должен смотреть на перспективу: кто придет на смену педагогам, которые в скором времени отправятся на заслуженный отдых? Полагаю, что вопросы обеспеченности кадрами необходимо решать через целевую подготовку.
В 2022 году поступили на педагогические специальности 19 выпускников школ района, причем 9 из них – по целевым направлениям, сообщил Дмитрий Данилович. Кроме того, высшее образование на условиях целевой подготовки получают еще 4 человека прошлых выпусков.
Кстати, половина из 6 молодых специалистов, которые приехали в район в этом году, тоже целевики.
Закрепленность молодых специалистов на первом рабочем месте в этом учебном году составляет 75 процентов, что немного больше областного показателя.
В районе принимаются меры морального и материального стимулирования, чтобы предупредить отток педагогических кадров. Молодые специалисты получают подъемные в начале деятельности и 20-процентную надбавку во время отработки, с ними заключаются контракты, согласно которым повышается зарплата.
В ближайшие пять-шесть лет у нас будут востребованы учителя физики, математики, информатики, иностранного языка, дефектологи, педагоги социальные, психологи, музыкальные руководители, воспитатели дошкольного образования. В связи с этим отдел по образованию, помимо целевой подготовки выпускников в вузах педагогического профиля по востребованным специальностям, ставит в приоритет коррективы перспективного банка данных работников и разработку районного плана мероприятий по обновлению кадров.
Ранние ориентиры. На Докшиччине успешно реализуются областные программы по ранней профориентации учащихся 7-9 классов, по развитию классов аграрной направленности. Например, более половины выпускников 9-х классов продолжают обучение в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования – такие высокие результаты достигнуты после трех лет реализации программы ранней профориентации. Для сравнения: в 2014-2016 годах этот показатель составлял около 30 процентов.
Профильное обучение. Из года в год ученики 10-11 классов изучают на повышенном уровне учебные предметы в рамках профильного обучения. В этом учебном году им охвачено 71,7 процента десятиклассников и 69,6 процента одиннадцатиклассников. Открыты агроклассы на базе Глинской, Порплищенской и Ситцевской СШ. В той же Порплищенской, а также в Крулевщинской школе создана по агрогруппе. На базе СШ № 1 и № 2 г. Докшицы, Крулевщинской и Бегомльской работают группы педагогической направленности. В СШ № 2 г. Докшицы с 1 сентября открыта профильная группа правовой направленности (факультатив «Готов Родине служить!»).
Для 64 школьников района организована подготовка по профессиям «швея», «столяр», «рабочий зеленого строительства».
Нина Крукович.