Качество подготовки специалистов Президент Беларуси обсудил с ректорами учреждений высшего образования
По итогам совещания, Президент Беларуси Александр Лукашенко назвал пять главных проблем, характерных для системы высшего образования, и ждет их решения.
Президент потребовал от ответственных лиц объяснить факты уклонения от отработки, а еще хуже — «договорняки» между нанимателями и вузами. «Причем на бумаге не подкопаешься. Где ваш контроль? Получается: выпустили и забыли. Так дело не пойдет, — заявил глава государства. — И напомню: вы не коммерсанты — вы ректоры вузов и мыслить обязаны по-государственному».Александр Лукашенко ориентировал на то, чтобы в первую очередь готовить кадры под потребность отечественного реального сектора. Пока системной работы министерств экономики, образования, труда и соцзащиты, да и губернаторов в этом вопросе не видно, заметил Президент. Правительство, по его словам, также не стало координатором тех процессов, которые происходят в образовании.
Вторая проблема, на которую обратил внимание Президент, — это стремление выпускников получить высшее образование за границей. Такая тенденция, по словам Александра Лукашенко, есть, но она не катастрофическая.
Глава государства спросил присутствующих, является ли это некой модой или объективным выбором. «Это будущая элита государства. Нашего государства. Как вы за них боретесь? Конкретный вопрос, на который я хотел бы услышать конкретный ответ. Конечно, они могут вернуться, но с совершенно перевернутым сознанием», — сказал Александр Лукашенко.
«И почему БГУ, БНТУ, медицинские университеты или БГУИР не являются для наших вундеркиндов приоритетом для поступления?» — задал вопрос глава государства, отметив, что социологические опросы свидетельствуют о наличии такой проблемы.
Отдельно Президент поинтересовался, как выстроена работа вузов со школами, как они презентуют себя выпускникам, как взаимодействуют с предприятиями, которые должны быть заказчиками кадров.
Речь шла также о качестве учебных программ: своевременно ли их обновляют, внедряются ли новейшие технологии в обучение.
«Но с другой стороны, если специалисты не отвечают запросам заказчиков, то где их, заказчиков, участие в процессе обучения? — продолжил Президент. — Почему они не приходят в вузы или не везут своих будущих специалистов к себе на конвейер? Почему производственники сами не идут в аудитории? Вопросы всем: ректорам, отраслевым министрам и прежде всего правительству».
Касаясь проблемы старения профессорско-преподавательского состава, Александр Лукашенко подчеркнул, что дело не столько в возрасте. При этом Президент отметил, то ситуация с профессорско-преподавательским составом в высшем образовании не критическая, однако по отдельным направлениям, в первую очередь техническим, она настораживает. Поэтому он ожидает от всех ответственных лиц конкретных предложений по обозначенной тематике.
«Образование никогда не было и не может быть вне политики. Вы не просто даете профессию, вы формируете мировоззрение молодых людей, — обратил внимание Президент, говоря о следующей проблеме в системе высшего образования. — Скажу прямо: вы первые отвечаете за национальную безопасность и несете ответственность за сохранение суверенитета страны».
Пятой проблемой для системы высшего образования Александр Лукашенко назвал неудовлетворительную идеологическую и воспитательную работу с молодежью: «Махровейший бюрократизм! Все для отцепки: и молодежные организации, и профсоюзы, и студенческие советы, и прочее!» По этому поводу у Президента много вопросов к вузам, Министерству образования, правительству, Администрации Президента, молодежной организации: «Прекратить этот формализм. Никому ничего для галочки не нужно».
Президент поручил создать рабочую группу для проверки системы образования по аналогии с тем, как это было недавно с системой здравоохранения.