Новый проект Военной доктрины Беларуси: «Со всеми странами мира строить отношения на основе взаимного доверия и мирного сосуществования»
Военная доктрина Беларуси — важнейший документ в области обеспечения военной безопасности, который 16 января обсудили на заседании Совета Безопасности с участием Президента.
Пересмотр положений Военной доктрины был обусловлен усилившимся давлением на нашу страну со стороны Запада, ростом агрессивности НАТО, широкомасштабным задействованием инструментария насильственной смены власти в суверенных государствах, процессом нацификации Украины и вооруженным конфликтом в Донбассе. Основными целями военной политики страны были определены: поддержание международного мира и безопасности, предотвращение угрозы развязывания войны и обеспечение гарантии национальной безопасности государства от возможных военных угроз. Вместе с тем доктрина сохранила оборонительную направленность.
Анализ положений проекта Военной доктрины образца 2024 года свидетельствует о том, что документ существенно расширен и дополнен.
Так, уже первый раздел доктрины существенно переработан и включает две главы. Уточнено само содержание сущности Военной доктрины, которое в статье 1 предлагается понимать как «систему официально принятых в Республике Беларусь взглядов на поддержание международного мира и безопасности, обеспечение военной безопасности Республики Беларусь, ее вооруженную защиту в рамках обороны государства (ранее было: обеспечение ее военной безопасности)». Определена взаимосвязь документа с планом обороны Республики Беларусь.
В документе детально и комплексно осуществлена оценка военно-политической обстановки, складывающейся в мире и вокруг Беларуси, что позволяет обоснованно определить как внешние, так и внутренние военные опасности для нашей страны.
Особый акцент сделан на негативных тенденциях, связанных с «попытками отдельных государств (коалиций) обеспечить свое лидерство без учета интересов всех субъектов международных отношений путем реализации сценариев «цветных революций», задействования силы и провоцирования внутренних вооруженных конфликтов».
Инновационной для национальных военных доктрин является предложенная в главе 4 классификация военных опасностей по степени эскалации и характеру. Статья 21 гласит: «По степени эскалации… военные опасности разделяются по уровням риска, вызова и угрозы». Дано описание каждого из данных состояний, что позволяет выбирать адекватный уровню опасности набор мер по их локализации и нейтрализации. В свою очередь, по характеру опасности выделяются внутренние и внешние. Существенно расширен перечень опасностей и максимально учтены тенденции смещения акцентов от возможных внешних угроз к внутренним.
В 5‑й и 6‑й главах раскрыты основы военной политики, детализированы цели и направления ее реализации. В документе предложен новый подход к классификации военных конфликтов. Статья 31 гласит, что «…они подразделяются на внутренние и международные, а войны — на межгосударственные и коалиционные».
Еще раз подчеркнуто, что «Республика Беларусь не относится ни к одному государству, ни к одному народу как к своему врагу и готова со всеми без исключения странами мира строить отношения на основе взаимного доверия и мирного сосуществования».
Четко обозначена позиция Беларуси по вопросам применения находящегося на ее территории тактического ядерного оружия. Оно рассматривается «как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциального противника от развязывания вооруженной агрессии и является вынужденной реакцией на несоблюдение западными странами-гарантами условий Меморандума о гарантиях безопасности…».
Впервые в национальной Военной доктрине предусмотрена возможность силового ответа на деструктивное кибервоздействие. Статья 60 закрепляет, что «для пресечения или предотвращения вредоносного информационно-технического воздействия, ведущего к нарушению устойчивой работы критически важных объектов инфраструктуры государства, Республика Беларусь будет использовать все силы и средства как несилового, так и силового характера в соответствии с законодательством, регламентирующим вопросы информационной безопасности».
Новая Военная доктрина — глубоко проработанный, адекватный для восприятия документ, отражающий национальную систему взглядов на поддержание международного мира и безопасности, обеспечение военной безопасности и вооруженной защиты государства. Она в полной мере отвечает современным и перспективным требованиям безопасности, охватывает все ее области, оставаясь документом сохранения мира, а не эскалации насилия и войны.