Вернуть зрение почти ослепшим. Уникальный способ делать мир ясным изобрела белорусский микрохирург
С резью и рябью в глазах, болезненной сухостью и жжением, ощущениями песка и плавающих мушек, обильным слезотечением и покраснениями век, как и со всеми «прелестями» воспалительного конъюнктивита, блефарита и кератита, знакомы многие. Проводя по 10-12 часов в сутки перед светящимися пикселями ноутбуков, планшетов и телефонов, каждый из нас уверенно уничтожает свой шанс на четкое, полное и яркое зрительное восприятие мира без очков, линз, глазных капель и регулярных визитов к врачу. Но и без экранов обойтись сегодня невозможно, а ведь учета требуют и фактор экологии, и уровень стресса, и генетическая предрасположенность. Все это остро обозначает проблему потери зрения, от чего в разной степени страдают люди в возрасте с 3 до 90+. «От глазных болезней люди не умирают, конечно, но и полноценно жить перестают. Ради выздоровления они готовы на все, и мы, врачи, готовы тоже», — рассказывает практикующий микрохирург Галина Семак, недавно получившая диплом доктора медицинских наук из рук Президента.
И это не громкие слова. Когда врачи предупредили пожилую минчанку Анну Белову о необходимости хирургического вмешательства и пересадки роговицы на оба глаза, женщина упала духом. Операция рискованная, и гарантии ее успеха никто предоставить не мог. А после медики предложили попробовать инновационный метод лечения, и Анна Ивановна решилась. 20 инъекций — и женщина без увеличительных линз читает буквы седьмой строки таблицы Сивцева. Пенсионерка признается: возвращение зрения стало для нее чудом. И таких случаев в белорусской клинической практике уже сотни. Они стали возможны благодаря высокоэффективному методу лечения дистрофических заболеваний роговицы глаза отечественным препаратом гиалуроновой кислоты. Первыми в мире так исцелять пациентов без лазера и скальпеля стали наши белорусские врачи, автор этого волшебства — хирург с без малого 40-летним стажем Галина Романовна Семак.
«Мы применяем низкомолекулярный однопроцентный гиалуронат натрия в виде инъекций. В офтальмологии гиалуроновая кислота используется очень давно, но в основном в виде больших молекул в 1-2 тыс. кДа, входящих в состав глазных капель. Мы же подкалываем низкомолекулярный гиалуронат натрия в 500-700 кДа субконъюктивально, создавая таким образом депо препарата. Он накапливается в страдающих тканях, ускоряя процессы эпителизации, восстанавливая структуру и активность слезной пленки, снимая воспаление. В такой форме гиалуроновая кислота надолго остается в глазу и выполняет все свои функции», — раскрывает суть разработанного ею метода лечения Галина Романовна.
Сегодня инъекциями гиалуроната натрия лечатся пациенты с диагнозами из огромного перечня, а также те, кто не хотел бы делать свою клиническую картину хуже, чем она есть на данный момент. В первом случае речь идет о больных с белесыми и рубцово измененными роговицами, неконтролируемым слезотечением или нехваткой слезной пленки, с отеком роговицы после удаления катаракты или только готовящихся к операции. Вторую группу сформировали страдающие от компьютерного зрительного синдрома. Это молодые программисты и инженеры, много работающие с электроникой, студенты и даже школьники. Если еще 10 лет назад дистрофия роговицы на фоне сухости глаза развивалась у 10% белорусов, то теперь ученые говорят о 40%, и динамика неутешительна.
Необычайно ценные свойства доступного препарата
Гиалуроновая кислота, на использовании которой и основывается разработанный Галиной Семак метод лечения, содержится и в организме человека. Она является неотъемлемой частью межклеточного пространства в любой ткани, с ее участием нормализуются все метаболические процессы и налаживаются связи между клетками, обеспечивая их правильную работу.
«Мы используем препарат «Гиал-ин» отечественного производства, и это огромный плюс. Во-первых, цена доступна всем категориям пациентов. Во-вторых, белорусский производитель обеспечивает бесперебойные поставки независимо от эпидемиологической или геополитической ситуации. В-третьих, между нами установилась такая двусторонняя связь: все наши пожелания, как и замечания пациентов, учитываются. Иметь чувство локтя и знать о возможности внести коррективы по ходу процесса очень важно, особенно когда ты являешься разработчиком и пробуешь сделать что-то такое, чего до тебя никто не делал. Наконец, мы можем выбирать наиболее удобный для нас способ расфасовки препарата при поставке», — делится очевидными преимуществами работы с белорусскими фармкомпаниями Галина Семак.
От научной лаборатории к палате пациентов
Когда, казалось бы, мы выяснили основное о теоретической стороне изобретенного микрохирургом Галиной Семак метода лечения, захотелось увидеть, какие же манипуляции проделывают доктора с пациентами. И надо сказать, что по действиям врачей-офтальмологов 3-й городской клинической больницы имени Е.В.Клумова можно составлять практическое пособие для студентов медвузов, настолько четко, быстро, аккуратно они взаимодействуют с пациентами, успевая при этом поинтересоваться у каждого личными ощущениями от внедренной схемы лечения и общим самочувствием. Даже привычные для больниц очереди здесь подчиняются определенной системе: попасть в процедурную для получения инъекции можно только после осмотра в консультативном кабинете, поэтому пока одни больные проходят освидетельствование у врача, другие уже готовятся к уколу.
«Во время офтальмологического осмотра пациент настраивается на манипуляцию, после инъекции некоторое время наблюдается врачом, отдыхает и уже через 20 минут может идти домой. Специфических ограничений не требуется. Препарат не вызывает аллергических или общесоматических реакций, быстро рассасывается и действует в тканях глаза», — рассказывает о тонкостях лечения заведующая консультативно-диагностическим отделением Городского офтальмологического консультативно-диагностического центра Наталья Никитина.
Наблюдая со стороны, убеждаешься — к каждому своему больному Наталья Владимировна уже давно подобрала отдельный ключик. Ведь врач знает, о чем спросить пациента во время осмотра, как развеять его внутренние страхи или убедить придерживаться утвержденной Галиной Романовной схемы лечения, а содержание огромной кипы сгруженных на рабочем столе анамнезов доктор помнит едва ли не наизусть, без запинки называя диагнозы и истории болезни входящих в кабинет все новых женщин и мужчин.
«Благодаря нашим инъекциям у вас поддерживается на одном уровне острота зрения. Сначала мы думали об операции, но, учитывая, что зрение сохраняется, а хирургическое вмешательство — это всегда риск, решили от нее воздержаться и остаться на инъекциях. Мы наше лечение продолжим, но уже будем делать укол не еженедельно, а раз в месяц», — объясняет Наталья Никитина последующую схему лечения 87-летней Софии Корнега.
Пока ассистент записывает врачебные назначения, на пороге кабинета Натальи Никитиной появляется новый пациент. Олег Викторович Боярин и сам имеет медицинское образование. Когда-то он жил в Украине, а теперь обосновался в белорусской столице, о чем еще ни разу не пожалел. На разработанный и внедренный нашими врачами метод лечения украинец согласился сразу, в профессионализме белорусских специалистов их зарубежный коллега не сомневался нисколько. И результат добросовестного лечения не заставил себя ждать, заметила Наталья Никитина.
«Центральная дистрофия роговицы на обоих глазах, сложный миопический астигматизм. Без хирургического лечения здесь не обойтись, и операция уже назначена на конец февраля», — перелистывает врач карту минчанки Ирины Третьяковой.
Инъекции гиалуроната натрия в случае этой пациентки — способ нормализовать состояние роговицы перед операцией. Да и Ирина Третьякова делится, что, пока хрусталики остаются мутными, существенных изменений в остроте своего зрения не заметила, но однозначно стала чувствовать себя комфортнее.
В коридоре своей очереди приема у Натальи Владимировны ожидают еще много пациентов, поэтому Галина Романовна предлагает нам посетить кафедру, где как раз идут занятия студентов четвертого курса лечебного факультета БГМУ.
«Мечтаю о микрохирургии и выбираю тему для научного исследования»
Своих студентов профессор Галина Семак, преподающая в медицинском вузе, очень хвалит. Инициативные исследователи, неравнодушные энтузиасты, заядлые книжные черви, прямо-таки требующие разрешения на участие в клинических экспериментах и доступа в операционную. Такими Галина Романовна рисует будущих офтальмологов. Бывают, правда, и исключения, которые только подтверждают правило и являются двигателями прогресса, как бы парадоксально это ни звучало.
«Когда я только начала преподавать, меня очень расстраивало и обижало невнимание и равнодушие отдельных студиозусов. Казалось бы, я рассказываю такие интересные для будущих коллег примеры из собственной практики, делюсь секретами врачебного мастерства, даю ценные советы, а некоторых ребят, имеющих весьма приблизительное представление об офтальмологии, мои узкоспециализированные тонкости совсем не увлекают. Они переговариваются, переписываются или, что меня особенно раздражало, сидят в телефонах. Тогда я решила, как сейчас говорят в молодежной среде, ответить», — смеется доктор медицинских наук.
Под «ответом» Галина Романовна подразумевает разработку мобильного приложения для Android, ориентированного на студентов медицинского вуза, осваивающих офтальмологический курс. В нем рабочие кейсы на русском и английском языках для практикующих окулистов на случаи самых разных ситуаций, симулирующие общение между врачом и его пациентом, где необходимо на основании жалоб больного верно поставить диагноз, взять необходимые анализы, изучить историю болезни, выбрать методы диагностики и, конечно, назначить лечение. Особенно неоценима помощь такого «учителя» при обучении иностранных студентов, взять которых с собой в операционную или на обход у врачей-преподавателей получается не всегда.
Приложение, в разработке которого Галине Романовне помогали и студенты, было запатентовано и, кроме массы положительных отзывов от пользователей, удостоено приза республиканского конкурса инновационных проектов. Да и в целом будущие дипломированные медики с удовольствием берутся за научные эксперименты и горят желанием развиваться в профессии, радуя преподавателя.
Однокурсница парня Наталья Павловская старается уделить время многим направлениям практической медицины, преподаваемым им в вузе: и внутренним болезням, и общей хирургии, и анатомии, и стоматологии. Но в выборе специализации не сомневается — будет офтальмологом.
А вот Никита Селюн решил, не откладывая в долгий ящик, начать работу в профессии и устроился в 3-ю больницу помощником врача. Молодой человек признается, что именно благодаря этой практике всерьез стал интересоваться офтальмологией. «Пациент и врач относятся друг к другу максимально уважительно. Новые технологии позволяют добиться улучшения зрения больного быстро и аккуратно, поэтому люди почти всегда остаются довольны достигнутым результатом. Их благодарность трогает, воодушевляет и мотивирует продолжать учиться и работать именно в этой сфере медицины», — откровенно заявляет четверокурсник медвуза.
Таких ребят Галина Романовна называет коллегами и не иначе, как по имени и отчеству. В этом вопросе доктор медицинских наук занимает принципиальную позицию: допущенный к пациенту медик, несмотря на возраст, должен быть знающим, понимающим, стремящимся помочь, а значит, заслуживает уважения. Опыт же, профессиональные навыки и насмотренный глаз — дело наживное, в их приобретении поможет практика.
Глядя на своих студентов, микрохирург доктор медицинских наук, профессор Галина Семак признается, что прекращать свои научные исследования не планирует. В активной стадии разработка метода лечения препаратом гиалуроновой кислоты уже воспалительных заболеваний роговицы глаза, а это конъюнктивиты, увеиты, блефариты, часто возникающие у диабетиков. Уже рассчитаны дозировки препарата и сроки лечения, но работы, на которую надо время, предстоит еще очень много. Ведь, кроме науки, находить силы нужно для микрохирургических операций и пациентов, семьи и, конечно, студентов. Впрочем, к такому бьющему ключом ритму жизни ученая уже привыкла.