«Вы должны одеть наш народ!» Какие задачи Президент ставил перед легпромом и справляются ли с ними предприятия

000019_1721207797_648455_big
После распада Советского Союза предприятия легкой промышленности оказались в Беларуси одними из наиболее проблемных. Они остались без сырьевой базы, фактически потеряли рынки сбыта, не имели опыта работы в конкурентной среде. Параллельно с этим фабрики остро нуждались в более эффективном оборудовании. Из года в год проблемы только нарастали. Переломить ситуацию удалось не сразу. Но сегодня белорусский легпром, когда-то известный на весь СССР и далеко за его пределами, уже восстановил былую славу. В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» мы расскажем, за что белорусская одежда для малышей получила Государственный знак качества СССР и в чем уникальность этого производства сегодня, как белорусским властям пришлось доставать из «ямы» швейные предприятия и почему Александр Лукашенко называл легкую промышленность отнюдь не легким занятием. А еще мы узнаем, одежду какого производителя выбирает сам Президент и где отшивается тот самый «Мерч Первого». Как говорится, факты на стол.

Чем знаменита фабрика «Свiтанак»

Легкая промышленность Беларуси — это почти 2 тыс. организаций с общей численностью работающих около 80 тыс. человек. В республике производят текстильные изделия, одежду, изделия из кожи и меха. Несмотря на то, что Беларусь не входит в число ведущих мировых производителей легкой промышленности, ее удельный вес на территории СНГ составляет 20%. Всего же белорусская продукция поставляется в более чем 70 стран мира.

О том, как развивалась эта отрасль, мы расскажем вам на примере крупнейшего производителя — фабрики «Свiтанак». История этого предприятия началась в 1975 году, когда была образована Жодинская швейно-трикотажная фабрика — как филиал Минского производственного объединения «Прогресс». Уже через два года жодинская фабрика становится известной не только в Беларуси.
Несмотря на достигнутые успехи, было ясно, что предприятие способно на гораздо большее. Однако развитие производства тормозила зависимость от привозного материала. Поэтому в 1981 году в Жодино приступили к строительству фабрики трикотажного полотна. Первый комплекс ввели в действие в 1985 году, а еще через год в эксплуатацию сдали второй комплекс — красильно-отделочное производство. Получив совершенно иные возможности, фабрика была преобразована в самостоятельный субъект хозяйствования — Жодинское производственное швейно-трикотажное объединение. В 1991 году оно получило сегодняшнее название — «Свiтанак». Но амбициозные планы нарушило событие, прогремевшее на весь мир, — распад Советского Союза.

С каким кризисом столкнулась легкая промышленность Беларуси?

«На сегодняшний день есть и работа, есть стабильность, социальный пакет. А в 1990-е годы было очень тяжелое время. Мы тогда работали — четырехдневка была. А потом мы брали продукцию и на выходных возили ее кто куда. Я ездила в Россию: очень они любили наш хлопок, — вспоминает швея Валентина Машкович. — Белорусский трикотаж — это белорусский: и качество другое, и пошив другой — хороший, полотно хорошее. На пенсии я уже девять лет, мне 64 года. Пока работаю, мне нравится моя работа. Условия хорошие, только работай».
В 1994 году из-за отсутствия сырья предприятие было вынуждено сократить 730 человек. Однако эта мера не позволила обеспечить полную занятость оставшейся части трудового коллектива. В итоге фабрика переходит на четырехдневную рабочую неделю.«Было всякое, конечно. Работали хорошо, времена менялись — были и простои у нас. Иногда даже получалось так, что в месяц мы работали по три-четыре дня в неделю. Были у нас, конечно, перебои с пряжей. Сейчас с пряжей проблем нет, и машины сейчас более производительные. Если раньше я снимала в смену самое большое 60 кг, то сейчас мы снимаем 120-130 кг и даже больше. И машины более современные: они с программным управлением, здесь есть компьютер, который подсказывает нам, если машина остановилась, что случилось. Если порвалась ниточка, то он даже указывает какая нить. И работаем мы полный месяц. Работы у нас много. Я уже пенсионного возраста достигла, и на предприятии есть место и для меня, и для молодого поколения. Вот это радует», — отметила вязальщица Мария Бабицкая.
Государство старалось всеми силами вытянуть отечественные фабрики из ямы. Причем в буквально смысле. Только в 2006-2007 годах концерну «Беллегпром» была оказана финансовая поддержка в размере около Br80 млрд. Тем не менее финансово-экономическое положение отрасли оставалось исключительно сложным, а товары вызывали у потребителей много нареканий.
 

Что Лукашенко требовал от легпрома

Тогда Президент отравился на «Свiтанак», чтобы на его примере детально проанализировать положение дел в отрасли и определить перспективы ее дальнейшего развития. Почему Александр Лукашенко решил посетить именно эту фабрику, ведь дела там шли в общем-то неплохо? Глава государства задавался вопросом: почему у один получается, а у других — нет? Он считал, что низкая отдача от оказанной поддержки во многом вызвана элементарной бесхозяйственностью руководителей.
«У нас директора — бездельники. Я взял на контроль десяток предприятий, и там, где жиманули как надо, директор знает, как делать предприятие. Он знает, где взять деньги, он знает все. Поэтому главное — это директор. Сидишь — делай, не можешь — уходи. Вот и все», — заявил Президент.

Проведя на фабрике совещание, Александр Лукашенко подчеркнул, что отрасль не должна работать на склад. Главная задача заключается в том, чтобы внутренний рынок был насыщен качественными товарами белорусского производства.
«Я хочу, чтобы вы, дав право выбора нашему народу, одели его не хуже, чем одевают людей во всем мире. Во-первых, наши люди этого заслуживают. Во-вторых, мы достигли такого уровня, когда такие задачи можно не только ставить, но и реализовывать. У нас должны быть детки одеты так как положено, у нас должны молодые люди, взрослые быть одеты не хуже… Не хочу сказать «как на Западе», потому что так, как они одеваются, это не дай бог. Но у них выбор колоссальный. Я хочу, чтобы взрослые носили нормальную обувь и были прилично одеты. Я не хочу, чтобы наши люди ездили за границу и оттуда привозили обувь и одежду. Все это должно быть изготовлено на наших предприятиях. В данном случае у меня один интерес — это интерес моих избирателей», — обратил внимание белорусский лидер.

Как детская одежда стала визитной карточкой «Свiтанка»

Сегодня «Свiтанак» — это единственное предприятие в Беларуси, где изделие проходит полный цикл. От вязания полотна, раскроя и пошива до прилавка фирменного магазина.
В 1977 году фабрика была удостоена Государственного знака качества СССР за выпуск продукции ясельного ассортимента. Спустя почти 50 лет на Государственный знак качества Беларуси претендует аналогичный ассортимент, и это неспроста: философии «все лучшее — детям» здесь придерживались всегда.

«Детские товары важны для «Свiтанка», потому что жизнь человека начинается с рождения, и когда появляется маленький человечек, его нужно окутать любовью и заботой, что и стараются сделать все члены нашего коллектива. Податься на Знак качества — это не просто взял любое изделие и подал. Нужно было заявить о его свойствах, показать, что оно интересное, обладает всеми свойствами, которые присущи ясельному ассортименту, что оно интересно и уникально для покупателя. Мы выпускаем изделия из бархатоподобного полотна. Мы единственные на постсоветском пространстве, кто вообще осуществляет выпуск данного вида полотна. Поэтому мы заявились с «яселькой» из бархатоподобных полотен», — рассказала начальник отдела технического контроля Елена Ждан.
Кстати, насчет фирменных магазинов. Помните, Александр Лукашенко все время подчеркивал: кризис — это время возможностей, а санкции — шанс отвоевать рынок. Когда западные компании уходят из Беларуси, их место должны занимать отечественные производители.

«Это шанс занять вот эту нишу. На нашем основном рынке — российском. И на внутреннем рынке. Поэтому если вы за это время, как и другие отрасли, допустим, как сельское хозяйство, не подниметесь, грош вам цена. Кризис — это тяжело, трудно, но это шанс, это возможность. И прежде всего для легкой промышленности. У нас же есть все. Ткани есть, швейные машины есть, квалифицированный персонал — и технологи, и руководители, и швеи, и другие — у нас все есть. Поэтому все завит от нас, как мы развернемся», — отметил Александр Лукашенко в октябре 2022 года, заслушивая доклад о ситуации в легкой промышленности.

«Кризис — это тяжело, но это шанс». Лукашенко видит новые возможности для легкой промышленности
Как только появилась такая возможность, концерн «Беллегпром» и «Свiтанак» решили воспользоваться советом главы государства, а точнее — выполнить его поручение. Так в Минске и появился детский мультибрендовый магазин «Свiтанак Непаседа» — он пришел на замену польским брендам. Свои товары здесь представили около 40 белорусских предприятий.
«В Минске открылся первый магазин. Я думаю, что этот проект будет развиваться и магазины будут открываться в других городах. Магазин работает эти дни, и торговля идет хорошо. Поэтому надеемся, что проект будет успешно развиваться и дальше», — сказала Елена Ждан.
А какую одежду выбирает себе Президент? На той же октябрьской встрече глава государства поделился своими предпочтениями: «Это беда, когда наши люди, пусть их меньше стало, но бегут в магазин и глаза у них горят при виде какой-то импортной продукции. Как будто мы не можем шить свою продукцию. Вот я смотрю: все мы одеты в отечественную одежду, так? Пожалуйста, я могу предъявить: я тоже одеваюсь в одежду исключительно нашего производства».
 

Где отшивается «Мерч Первого»

Ажиотажем пользуется еще одна продукция «Свiтанка» — «Мерч Первого». Это майки, худи и другие изделия с цитатами Александра Лукашенко. Они обрели такую популярность, что фирменные магазины стали открываться уже и за пределами Беларуси. А знаете, какая фраза Президента стала самой популярной в народе? «Раздевайся и работай».

А вы знаете, где шьют «Мерч Первого» и какая фраза Лукашенко самая популярная? Побывали на фабрике под МинскомА вот сотрудницам фабрики в душу запала другая цитата — «Любимую не отдают». Возможно, потому что трактовать ее можно по-разному. Конечно, здесь речь идет о Родине, любимой Беларуси. Но какой девушке не будут греть сердце такие слова от любимого?

Почему «Свiтанку» пришлось менять свою экспортную и производственную стратегию?

Чтобы быть на высоте мировых стандартов качества, предприятие «Свiтанак» непрерывно развивается, совершенствует технологии. Только за последнее десятилетие обновлена значительная часть швейного, красильно-отделочного и вязального оборудования. Установлены машины и устройства ведущих производителей, которые дают возможность выпускать более 12 миллионов изделий в год. И эти старания не остались незамеченными.

«Период был достаточно сложный для всех промышленных предприятий, и для легкой промышленности в том числе. Особенно для тех предприятий, которые были ориентированы на рынки европейских стран, на рынок Украины. Соответственно, возникли вопросы и проблемы с реализацией продукции. Поскольку «Свiтанак» в последние годы большое внимание уделял и уделяет экспорту нашей продукции, перед нами стояла задача пересмотреть свою стратегию и найти новые возможности для того, чтобы больше продавать продукции на рынки дружественных стран, в первую очередь это, конечно, рынок Российской Федерации. На сегодняшний день благодаря тому, что мы смогли за короткое время перестроиться, у «Свiтанка» нет падений по экспорту нашей продукции, мы справляемся с поставленными задачами. Стабильно загружено производство», — рассказал директор ОАО «Свiтанак» Юрий Лукашевич.
В этом году фабрика получила премию правительства за достижения в области качества. Для предприятия это серьезный результат. Следующий шаг — Государственный знак качества Беларуси.Чем еще готова удивлять жодинская фабрика? «Свiтанак» активно развивает новое направление — производство спортивных изделий. На предприятии этим занимаются уже более пяти лет, но впереди — еще более амбициозные планы.
«Сильной позицией у «Свiтанка» всегда был трикотаж для всей семьи. Нас хорошо знали как предприятие, которое выпускает одежду из хлопка. Но мы видим и понимаем, что конкуренция в этом сегменте усиливается. В этом году мы завершаем этап инновационного проекта по производству специальных трикотажных полотен для производства одежды для занятий физкультурой, спортом и для активного образа жизни. Удельный вес этой продукции в общем объеме предприятия увеличивается. В этом году мы планируем произвести около миллиона изделий. Мы видим, что рынок эту продукцию потребляет. И для нас очень важно, что сегодня мы акцент делаем как на школьников, которые любят физкультуру и спорт, а также активно работаем и на уровне сборных Республики Беларусь по легкой атлетике, лыжному спорту и игровым видам спорта», — отметил Юрий Лукашевич.
«Світанак» развивает линейку одежды для спорта — 1 млн единиц в год. Шьют даже для сборных
О чем еще хотелось обязательно упомянуть. Название «Свiтанак» переводится с белорусского как «рассвет», «заря». Согласитесь, сегодня в этом есть особый символизм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *