Геймеры, квадроберы, кейпоперы… Корреспондент разбиралась в подростковых субкультурах
У ребенка появились пушистый хвост, кошачьи уши и пристрастие к сухому корму? Без паники, это – «квадробер», а не Маугли. Корреспондент «Витебских вестей» попробовала разобраться в мире современных увлечений тинейджеров.
Популярные ранее рокеры, рэперы, эмо и готы вышли из моды и стали воспоминанием. Адепты перечисленных субкультур давно повзрослели, стали родителями и пробуют понять интересы подрастающего поколения.
Обычно подростки не скрывают своих увлечений, а неформальные течения для них – возможность окружить себя единомышленниками. Главная задача взрослых – определить, насколько безопасна субкультура, выбранная ребенком, и вовремя протянуть руку помощи.
ГЕЙМЕРЫ:
Пожалуй, единственная субкультура, не тронутая временем: непонятные слова, постоянное стремление достичь нового уровня в игре и острое желание стать киберспортсменом – с момента появления первых компьютеров геймеры ничуть не изменились.
С одной стороны, это направление очень популярно, сообщество пиксельных игроманов довольно дружное и комфортное. Умеренное увлечение может развить коммуникативные навыки, работу в команде и прокачать английский. Однако злоупотребление цифровыми мирами влечет за собой зависимость от компьютера, ухудшение успеваемости, социализации в офлайне, а также различные физические и ментальные нарушения.
«ФУРРИ» И «КВАДРОБЕРЫ»
Знакомые витебчанам мальчишки и девчонки в кошачьих костюмах, наводнившие парк Тысячелетия Витебска, увлекаются субкультурой «фурри» (от англ. fur – «мех»). В чистом виде они просто наряжаются животными и устраивают театрализованные сходки. А «квадроберы» – их разновидность – копируют и повадки зверей: передвигаются на четвереньках, лопают сухой корм, могут лизнуть, нарычать и даже укусить.
Найти экипировку для хобби несложно, в интернет-магазинах тысячи предложений – от ободка с кошачьими ушками до полного набора «уши-лапы-хвост» за 30 – 50 рублей. Творческие дети мастерят костюмы своими руками.
Чем-то такой «зверополис» хорош: «кошачья» разминка развивает силу и ловкость, помогает сбросить негатив и найти новых друзей – в компании смартфона на диване так не получится. Однако нужно четко понимать, где заканчивается игра и начинается патология.
«КЕЙПОПЕРЫ»
K-pop – направление корейской эстрады, основанное на зажигательных песнях на остросоциальные темы и синхронных танцах. Популярные группы: BTS, Blackpink, Stray Kids. На языке «кейпоперов» любимый исполнитель называется «биас», а принадлежность к фан-клубу коллектива BTS именуется «арми».
Эти ребята коллекционируют карточки с участниками корейских групп и объединяются в «фандомы» – объединения локального характера. Постоянно ведут переписку с людьми из разных уголков мира, в основе которой лежит обмен или приобретение карточек с кумирами.
Выбирая манеру одеваться, ориентируются на современную корейскую моду, чем-то схожую с японской. Личное пространство украшают постерами «с корейцами».
В целом это одно из самых безобидных молодежных направлений, которое помогает ребятам преодолевать языковой барьер и познавать мир. Но есть и ложка дегтя: «кейпоперов» привлекает исключительно корейское, отечественная культура кажется им чуждой.
SOFT—GIRL И SOFT—BOY
Субкультура объединила в себе течения «хипстеров» и «ванильных». Адепты «сладкой мягкости» мечтают наполнить мир эстетикой, изяществом и красотой, постоянно просматривают подборки в приложениях Pinterest, Tik-Tok и стремятся к жизни «с картинки». Юноши желают быть ухоженными, выглядеть опрятно, но мужественно.
Конечно, такие идеи едва ли могут навредить. Однако следует объяснить ребенку, что внешность и одежда не главное. Гораздо важнее внутренний мир, гуманизм и простые человеческие радости.
DEAD INSIDE «ДЕД ИНСАЙД»
Представители этого движения похожи на более мрачных эмо: это пессимисты, считающие себя «мертвыми внутри». Зародилась субкультура благодаря выходу аниме «Токийский гуль», ныне запрещенного в России за пропаганду садизма. В этой истории люди на экране живут рядом с монстрами, питающимися человеческой плотью. А главный герой – меланхоличный студент – неожиданно стал кумиром молодежи.
Спустя несколько лет благодаря киберспортсмену Илье Коробкину понятие dead inside все чаще стало употребляться с иронией и русским акцентом «дед»: так называют тех, кто оторван от повседневной жизни и ведет себя странно.
Для представителей субкультуры характерны грусть, депрессия, глубокие переживания, вечное недовольство. Возможен комплекс Герострата – ощущение собственной неполноценности и привлечение внимания окружающих с помощью агрессии. Пожалуй, нужно разобраться, что привело ребенка в этот круг, и помочь ему решить психологические проблемы.
Мнение специалиста:
– В большинстве случаев субкультуры не опасны, это своеобразный способ молодежи во все времена найти верных друзей, – отмечает заведующий детско-подростковым психиатрическим отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Елена Данилова. – Бить тревогу стоит, если ребенок попал в дурную компанию, его поведение стало девиантным, состояние здоровья ухудшилось, а успеваемость существенно снизилась.
По словам специалиста, важно понять, что привлекло внимание подростка в субкультуре и как он через нее себя выражает. Может помочь диалог на равных или включение в совместную деятельность, но не как приказ, а так, чтобы юный бунтарь сам был заинтересован в деле. Подросток должен чувствовать свою ценность и значимость в кругу семьи.
Фото из открытых источников.