Почему школьники Докшицкого района идут в агроклассы
Корреспонденты «ВВ» побывали в Парафьяновской СШ Докшицкого района и узнали, чем школьников привлекает группа аграрной направленности.
Продукция – своя
В Парафьяновской СШ обучаются около 100 ребят. На факультативах и часах общественного полезного труда они изучают агротехнологии, учатся обращаться с сельхозинструментами и пишут исследовательские работы. На пришкольном участке выращивают разнообразные овощные культуры, летом там прекрасно чувствуют себя арбуз и даже стевия, которую называют натуральным заменителем сахара.
– Важно, что у детей формируется понимание: если знать весь процесс – от закупки семян до выращивания и реализации – на земле можно зарабатывать, – подчеркивает учитель трудового обучения Ольга Сазанович. – Огород у нас большой. Культивируем капусту, морковь, свеклу, в двух теплицах ребята учатся выращивать помидоры. В этом году посеяли около 1,5 га зерна, посадили 8 соток картофеля, 10 соток лука. На следующий год закупили 5 кг фасоли.
По словам директора школы Виктора Коростика, собственная продукция позволяет сделать более полезным питание детей. Кроме того, реализуя излишки, можно существенно укрепить материально-техническую базу.
– Мы участвуем в ярмарках учреждений образования. У нас даже есть постоянные покупатели. Приятно, что нашу продукцию знают, – отмечает Виктор Коростик. – На вырученные средства без привлечения попечительского совета проводим ремонтные работы, закупаем спортинвентарь. Так, в этом году отремонтированы два класса.
Школьный дендрарий удивляет многочисленными зелеными насаждениями и цветами, которых ежегодно высаживается около 4 тыс. В пышных кронах деревьев – скворечники, кормушки и домики для летучих мышей. На открытом воздухе оборудован экологический класс, есть и отель для насекомых.
Луковый эксперимент
Настоящая гордость и бренд школы – лук. По словам Ольги Сазанович, на участке всегда выращивали сорт «штуттгартер». Позже благодаря участию в разных проектах стали апробировать и другие – «алонсо», «эксибишен», «ред барон».
– По последнему писали исследовательскую работу. Недавно на республике заняли третье место, – говорит Ольга Сазанович. – Чтобы не топтаться на месте, апробируем те сорта, которые подходят для нашей области, стараемся расширять диапазон работы. Например, для конкурса нужно было вырастить луковицу в
1,5 кг. Самый крупный экземпляр у нас получился в 610 граммов. Максимально заявленного веса не достигли из-за того, что не применяли химические удобрения. Выращенный на пришкольном огороде лук – это экологически чистый продукт.
В землю для лука вносят только перегной, после уборки этот участок засевают рожью. Чтобы защитить овощную культуру от болезней, высаживают по периметру бархатцы.
– Это эстетика в огороде, к тому же главный вредитель – луковая муха – боится этих цветов, – добавляет учитель. – Наш лук знают все в районе. И, кстати, в нынешнем году урожайность порадовала. В 2025-м хотим испытать белорусские сорта – «ветразь» или «скарб литвинов».
Профильная тройка
Через год трое десятиклассников – Иван Мороз, Анастасия Шевченко и Карина Головашко – окончат группу аграрной направленности. Сейчас ребята с интересом участвуют в научных экспериментах и проектах, потому что уверены: такая практика обязательно пригодится в жизни.
– Мой отец работает трактористом-машинистом в Докшицком райагросервисе, бабушка разводит телят. Поэтому интерес к группе аграрной направленности появился сразу, – рассказывает Иван Мороз. – Здорово, что в нашей школе есть возможность познакомиться с сельхозпрофессиями до поступления в вуз. С пятого класса нас приучают к труду, на занятиях осваиваем полный процесс выращивания культур от посадки до получения продукта.
В будущем видит себя специалистом АПК Анастасия Шевченко. Поступать в аграрный вуз девушка решила после экскурсии на молочнотоварную ферму «Добрунь» в ОАО «Бегомльское».
– Мне нравится работа на ферме, считаю, что сельское хозяйство – перспективная отрасль, – добавляет Анастасия. – В школе меня называют чемпионом по прополке грядок. Всегда стараюсь выполнять работу качественно. В целом благодаря занятиям в агрогруппе я поняла, что такое труд на земле.
Карина Головашко еще не определилась с профессией, девушку привлекают ветеринария и педагогика, а любимый предмет – биология.
– Родители также трудятся в сельском хозяйстве. Мне с детства интересно наблюдать за животными, помогать им, – говорит Карина. – Нравится, что со школьной скамьи изучаю агропрофессию. Когда видишь всё своими глазами, трогаешь руками, то и профессиональный выбор сделать проще.
Знакомство с профессией
Профильные классы аграрной направленности в Витебской области появились в 2018 году. По информации Докшицкого райисполкома, в районе первый такой создан на базе Порплищенской СШ. И сеть агроклассов постепенно расширяется.
В сравнении с 2018/2019 учебным годом она увеличилась в семь раз, число занятых в аграрных классах юношей и девушек – более чем в пять раз. Сегодня возможность обучаться в агроклассах и группах предоставлена ребятам в Ситцевской, Порплищенской, Крулевщинской, Глинской и Парафьяновской средних школах. Там созданы четыре агрокласса и три агрогруппы, которые посещают 34 школьника. Важной частью обучения являются проведение агросуббот, профориентационных слетов, посещение организаций АПК и др.