Медвежонок Василиса, лосенок и другие: оказывая помощь обитателям леса, мы часто действуем во вред
По законам дикого мира
Директор Березинского биосферного заповедника Андрей Прокошин отмечает: сейчас пошла мода на содержание дома зверей, птиц и пресмыкающихся, вовсе не приспособленных для жизни вместе с человеком. Совы, ящерицы, питоны — люди покупают, находят в лесу и тащат домой всех, кого заблагорассудится. А потом выбрасывают. В результате сотрудники МЧС ловят по подъездам синалойских молочных змей, как было пару недель назад в Витебске.
В качестве примера Андрей Михайлович рассказывает недавнюю историю. В заповедник позвонили из Витебского района — попросили забрать «спасенного» в лесу лосенка. Малыш несколько недель жил в доме и спал на коврике вместе с большой лайкой. Хозяева утверждали:
— Пошли в лес за грибами. Благодаря собаке наткнулись на лосенка. Он завяз в болоте, нуждался в помощи. На ноге у малыша была рана. Стали ее лечить…
Сельчане якобы сообщили о находке куда-то в лесхоз. А там, мол, этим фактом особо не заинтересовались.
Но, скорее всего, все было немножко по-другому. Подобные случаи не единичны. Лайка вполне могла наткнуться на оставленного мамой в укромном местечке лосенка и загнать испуганного малыша в топь. Если там таковая была. Возможно, цапнула за ногу. Люди решили спасти бедолагу и притащили домой. Но, подержав пару недель, поняли: проблем больше, чем радости. Вот и передали в итоге экологам.
— Нашему зоопарку лосенок совсем не был нужен, — отмечает директор заповедника. — Но ведь другого выхода нет — пришлось взять. В лес же его уже не выпустишь. Поместили в вольер к лосю постарше — конфликт. Переселили в загон к миролюбивым ланям — здесь полный порядок. Они уступают малышу во всем. А он, хитрюга, сам съедает до остатка весь хлеб в кормушке. Приходится ланей подкармливать после того, как лосенок насытится…
Ветврач Тамара АЛЕКСАНДРОВА: «Это тот самый лосенок, который жил в доме вместе с лайкой».
Андрей Михайлович, который отработал в экологии около 30 лет, еще раз подчеркивает: человек ни в коем случае не должен вмешиваться в законы природы. Для рождения, к примеру, лосят мамы-лосихи выбирают настолько укромные места, что их детеныши всегда остаются в безопасности. У новорожденного отсутствует запах, и его не могут обнаружить хищники. Но если человек спугнул лосенка с места, да еще и попробовал погладить, — жди беды.
— Люди забывают о том, что в лес запрещено ходить с собаками, — напоминает директор Березинского биосферного заповедника. — Исключение — выход на официальную охоту. В любое другое время в чаще собак, даже самых маленьких, нельзя спускать с поводка. Это не наши владения — владения дикой природы, которые не стоит беспокоить. Там не человечьи законы. Постороннему их не понять, но мы должны эти законы уважать.
Андрей Прокошин приводит еще один пример: неподалеку поселилась семья аистов. Птицам не повезло: ветром сдуло гнездо. И тогда родители решили сделать новую кладку. Аистенок появился на свет в то время как молодое поколение уже училось летать. Стая птиц решила уничтожить «балласт» — он мог всех задержать с отлетом в теплые края. Целым полчищем они пытались напасть на гнездо, но аисты-отступники до последнего защищали своего детеныша. Чем закончилась эта драма — неизвестно. Понятно одно: дикий мир сам устанавливает правила и сам вносит коррективы, если таковые требуются.
Хотя нам это может показаться жестоким.
Василиса косолапая
Помните нашумевшую историю про медвежонка? Кроха пришла к фермеру в Борисовском районе. Тот приютил малышку и даже в будущем собирался построить ей большой вольер — решил обнести забором ближайший лесок. За историей Василисы с помощью СМИ следили тысячи белорусов. По сети расходились видеоролики, где умилительный зверек сидел на руках своего хозяина, помогал строителям, ловко карабкался по деревьям… А потом Ваську вдруг решили забрать в Березинский лесной зоопарк. Переживали и медвежонок, и фермер, и многочисленные читатели-зрители. Мол, лучше было бы мишке у «папочки» под боком. Так ли это на самом деле?
Василиса любит баловаться, показывая свою силу.
Заместитель директора по научно-исследовательской работе заповедника Валерий Ивкович утверждает: только дилетант может думать, что лесной царь способен жить бок о бок с человеком. Без опыта содержания таких животных никому не справиться. И слишком наивно думать, что медведь станет чинно-мирно обитать за забором в «лесочке». Во-первых, он в силах разнести любой забор, кроме хорошо сваренного металлического. Во-вторых, благодаря умению лазать никакие высоты для него не преграда — должна быть еще и крыша. А выбравшись на волю, он уйдет не в лес, а к людям — туда, где привычнее. Хотели бы вы увидеть уже выросшего косолапого в своем дворе?
— Мы совсем не стремились обзаводиться еще одним медведем — у нас уже живет медведица Умка, — подчеркивает Андрей Прокошин. — Но куда девать зверя? Обратной дороги в лес ему нет. А здесь имеется хороший опыт содержания. Вот и решило Минприроды передать Василису нам.
…Василиса уже заметно подросла, но выглядит как настоящий ребенок. Увидев человека, носится по клетке как заводная, подобно шаловливому котенку. С удовольствием купается в ванне, ползает по стволам деревьев, катается на подвешенном колесе — не успеваешь фотообъектив навести! У нее особый рацион — даже запеканку с красной рыбой употребляет. Это для того чтобы компенсировать все витамины и минералы, которые дикие звери находят в обычных природных условиях.
— Василиса быстро адаптировалась на новом месте, — рассказывает ветврач Тамара Александрова. — Очень любит играть, но сейчас это уже небезопасно. Зачастую мишка не в состоянии рассчитать свои силы, так что синяки да царапины после общения со зверем — обычное дело.
При мне в клетку к Васе заходит рабочий по уходу за животными Игорь Сыч. Василиса счастлива побаловаться и тут же бросается бороться со своим другом. Стоя на задних лапах, достает лишь до пояса человека, но, ухватив Игоря за ногу, то и дело старается повалить. Аж пыхтит от напряжения… Потом залезает на высокую корягу и оттуда пытается поймать соперника когтистой «ладошкой». Наблюдать за медвежонком забавно. Пока забавно. Что будет через несколько месяцев? Думаю, зайти в клетку вряд ли кто решится… Кстати, уже сейчас Василиса сосредоточенно пытается разогнуть металлические прутья в стенах своего «дома».
Аналогичная история была и в Браславском районе. Там «потерявшегося» медвежонка в лесу подобрал сельчанин. Его выпаивали из соски, он играл с ребятишками и стал своеобразным талисманом маленькой лесной деревушки. С удовольствием наблюдал за округой с печной трубы и дружил с местными собаками. Быстро рос и набирал вес. С двухмесячным борцом уже не все деревенские мужики могли совладать. А потом ручной медвежонок стал отвоевывать господство среди людей. Сначала разогнал тявкающих на «господина» собачонок — так взмахнул лапой, что одна из псин больше не поднялась. Затем решил навести порядок среди людей. Чуть усмирили всем селом. После этого решили отселить мишку «на хутор» — сварили большую клетку и вывезли в лес. Так Миша стал основателем тамошнего лесного зоопарка. Теперь он — украшение сафари-парка, открытого в Нацпарке «Браславские озера», охраняет въезд на заповедную территорию.
Вот таким вырос в Нацпарке «Браславские озера» когда-то маленький мишка, подобранный в лесу.
Со своим уставом в лес не ходи
Сейчас многие агроэкоусадьбы и небольшие туристические объекты, расположенные в глубинке, пытаются привлечь гостей экзотикой. Кто-то создает музеи старинной утвари, популяризирует народные традиции и обряды, кто-то специализируется на исконно белоруской кухне, разрабатывает зеленые маршруты. А отдельные пытаются повысить привлекательность своего малого бизнеса за счет зверей. Кстати, лет 5—8 назад это было особо популярным направлением. Вольеры с дикими животными активно строили возле шумных автомобильных трасс. Транзитные авто останавливались посмотреть на волков да кабанов, а тут рядышком кафе, магазин, отель…
— Сегодня мы уже пожинаем плоды вчерашней моды, — отмечает Андрей Прокошин. — Вот видите, пятнистый олень? Это он герой многочисленных видеороликов из соцсетей. Ходил по автозаправочной станции вблизи Бегомля и выпрашивал еду у людей. Все восхищались, фотографировались, но никто не задавался вопросом: почему дикий зверь ведет себя таким образом? Кстати, он совсем не молодой олененок, как считали многие, — ему уже лет 13—14. Почему не идет в лес, где привычно, безопасно, нет угрозы попасть под машину или стать жертвой проезжающего мимо ночью браконьера? Просто он не умет жить по-другому. Многие годы провел в вольерах как «наглядное пособие», а потом зверье выпустили на волю — мода прошла, а хлопот много. Вместе с ним, кстати, там путешествовала и европейская лань по кличке Борис. Тоже активно попрошайничал. И его пришлось приютить нам. Хотя, еще раз повторю, наш лесной зверинец не нуждался в дополнительных животных. Но ведь и создан он в большинстве своем именно для зверей, так или иначе попавших в трудную жизненную ситуацию.
Хитрый Борис позирует только в том случае, если в руках у посетителей есть угощение: прежняя жизнь попрошайки дает о себе знать.
Много таких питомцев и в Витебском зоопарке. Его директор Ирина Орлова рассказывает: сердобольные люди несут сюда весной и летом всех, кто под руку в лесу попался: лис, сов, зайчат, лосят, детенышей косуль. Считают, что таким образом помогают. Но это так называемое «милосердие» совсем не к месту. Без следователя в версиях разобраться сложно. И все же есть основания предполагать, что в большинстве случаев, наткнувшись на забавную зверушку, ее тащат домой ради развлечения. А «развлечение» требует ухода, лечения, особых правил кормления. Лиса никак, например, не хочет становиться ласковой кошкой: рвет и грызет мебель, кусает хозяина. И тогда зоопарк — оптимальный выход.
— В прошлом году нам подкинули лисят, — вспоминает Ирина Михайловна. — Пришлось вместе с санэпидслужбой искать анонимных «дарителей», чтобы спасти их самих: животные оказались больны бешенством.
Звери, рожденные в неволе, уже потеряли свой природный инстинкт выживания в лесу.
О том, что любое вмешательство в дикий животный мир чревато последствиями, говорит и случай двухгодичной давности, имевший место в Витебском районе. Помните медведя, которого нетрезвый сельчанин кормил на своем подворье вареньем? К счастью, в итоге мишка, которого уже хотели пристрелить за нападение на человека, куда-то ушел. Но почему он бесстрашно путешествовал по деревне, пугая ее жителей? Да потому, что изначально в его генах была стерта грань между миром диким и цивилизованным. По свидетельству тамошних охотников, мама-медведица водила своих медвежат кормиться на местную свалку. Где, скорее всего, и сама выросла. Навыков добычи пропитания в лесу у косолапых, как вы понимаете, не было. И когда свалку ликвидировали, выросшему медведю ничего не оставалась, как пойти за кормом сначала на животноводческую ферму, а потом и в близлежащую деревню.
Не хотите, чтобы завтра лесные хищники попутали границы и вот так пришли к вам в дом? Не лезьте со своим уставом в их владения.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил ЧИЧКО, генеральный директор Национального парка «Браславские озера»:
— Наша задача — создавать естественные условия для расширения биоразнообразия на заповедных территориях. Но следует сказать, что законы естественного отбора действуют и здесь. Вмешиваемся в природу только тогда, когда очевидно, что животное терпит бедствие и ему нужно помочь. Так было недавно с маленьким лосенком из миорских лесов: на протяжении двоих суток к нему не приходила мама. Наверное, что-то случилось. Лесникам пришлось его забрать, передали нам. Мы выкормили. Теперь он уже самостоятельный, оформляем разрешение в Минприроды на содержание его в вольере. Но это, скорее, исключение из правил.
КОМПЕТЕНТНО
Юрий ШУМСКИЙ, председатель Республиканского совета РГОО «БООР»:
— Хотите сделать доброе дело? Поучаствуйте в организации подкормочных площадок для зверей в морозную снежную зиму. Например, оленям и косулям бывает очень сложно выжить в суровых условиях. Но ни в коем случае не пытайтесь приручить дикое животное и сделать его домашним. Один знакомый спас таким образом новорожденных хорьков, держал их дома. А потом очень сожалел, что вмешался, — зверюшки все равно ручными не стали. А выпускать в дикий мир их было уже опасно. Естественный отбор — это тоже закон. Не наш закон, лесной. И спорить с ним бесполезно. Мы как-то подобрали лосят — их мама стала жертвой ДТП. Малыши все равно погибли: человек не смог дать им то, что дали бы лосиха и дикий лес. Поверьте, даже вольер в тысячу гектаров для животных все равно остается неволей. Звери привыкли мигрировать, искать ту траву, которая им нужна в тот или иной момент. Вспомните, как поступают сельчане. Заболел пес — отвяжи его с цепи: сам найдет лекарство, природный инстинкт поможет. Так и дикий зверь.