Церковь святого Иоанна Богослова в Докшицах передали приходу
Первые упоминания в исторических документах о православном храме в Докшицах, как известно, относятся к 1514 году. Именно тогда Константин Остроградский построил деревянную церковь. Позже упоминается деревянная церковь чудотворцев Косьмы и Демьяна, осмотрев состояние которой в 1863 году, генерал Мейер дал заключение о полной ее непригодности для дальнейшего пользования. Решено было строить каменный православный храм. А пока поставить небольшую деревянную церковь. Место для нее выбрали на улице Долгиновской на униатском кладбище, где сейчас находится костел святой Троицы. Освятили в честь святого апостола Иоанна Богослова. На этом месте храм простоял до 1906 года. До сих пор, как известно, в Докшицах на улице Борисовской уже действовала каменная Свято-Покровская церковь. Тогда Минская духовная консистория дала разрешение церковь святого Иоанна Богослова перенести с кладбища на улицу Полоцкую (сейчас ул. М. Горького). Интересно, что 200 лет назад в Докшицах были две униатские церкви: одна на развилке дорог на Глубокое и Парафьяново, а другая на возвышенности, которая со стороны долины Березины имеет очень крутые склоны. Она больше, чем церковь в Докшицкой Слободе, и имеет крестообразную форму. Перед церковью начинается дорога, идущая вниз, к постройкам, которые также относились к усадьбе. За церковью в низине стоит плебания униатского священника, а дальше – еще три здания. Потом начинается поле, а дорога ведет на Тумиловичи, Ушачи, Полоцк. Прочитав это описание можно подумать, что речь идет о православной церкви Иоанна Богослова. Она действительно стоит на возвышенности. А рядом с ней чуть ниже по улице находится большой деревянный дом за № 15. Некогда он принадлежал известному священнику благочинному Николаю Плещинскому, основателю Свято-Покровской церкви.
В 1943 году храм мог быть сожжен. По воспоминаниям краеведа Николая Чистякова, когда немцы вернулись в Докшицы, после того, как были выбиты из них родионовцами, они тут же согнали к церкви местное население. Окруженные вооруженными полицаями, люди уже прощались с жизнью, ведь каждому было понятно, что их ждет дальше. И вдруг к кучке офицеров, где находился и комендант, подошел странно одетый человек, которого сопровождали два солдата. Он был в офицерской шинели, но в кальсонах, на ногах – тапки. Начал что-то горячо говорить, все внимательно слушали, потом начали переговариваться, поглядывая на толпу. Люди затаили дыхание, понимая, что немцы принимают решение по поводу их судьбы. Наконец они позвали полицаев, отдали им приказ, а те уже закричали: «Пошли отсюда, большевики недобитые! В ноги кланяйтесь господину коменданту, оставившему вас в живых». Как позже выяснилось, своим спасением докшицкие люди обязаны немецкому офицеру, а точнее, одному из горожан, у которого он жил. Когда началась стрельба и в город ворвались родионовцы, офицер спал. Проснулся, а убегать уже поздно. Хозяин дома спрятал его под большую бочку, где немец и дождался своих. Это он прибежал к церкви, как только покинул тайник. Оказался благодарным человеком. Докшичане же считали, что их от неминуемой смерти спас Иоанн Богослов.
Церковь в честь святого просуществовала до начала 60-х годов. В период хрущевской борьбы с религией, ее закрыли как культовое учреждение и отдали под “очаг культуры”. Некоторое время там находилась детская библиотека, а потом – художественная мастерская. Художник Александр Вишневский, сын известного довоенного художника и первого докшицкого фотографа Сергея Вишневского, очистил чердак здания, которое было ранее куполом храма, и открылись изображения ангелочков. Вечное времени неподвластно. Рано или поздно, но правда празднует победу.
Недавно подписанные акты о передаче здания храма православному приходу находятся сейчас на согласовании в Полоцкой епархии.
Тамара Ольшевская.
Фото Тамары Ольшевской.