Для обмана людей злоумышленники создают аккаунты от имени руководителей
Мошенники в интернете осваивают новый метод обмана. Они создают фейковые аккаунты в соцсетях и от имени якобы руководителей организаций требуют, чтобы сотрудники выполнили ряд поручений. Итог предсказуем — граждане лишаются денег.
Авторитетная фигура
На себе новый мошеннический способ испытала минский педагог Ольга Артюхина (имя изменено). Как-то вечером ей написала директор школы. Подозрений, что это не так, не возникло.
«Мне был выдан документ от Комитета государственного контроля, что ведется проверка нашего учреждения. Кого-то из наших сотрудников в чем-то подозревают. Какие-то заграничные переводы, еще сама толком не поняла. Пока коллегам попрошу ничего не говорить. Кому нужно будет сообщить — сделаю это лично», — говорилось в директорском сообщении.
Затем с учительницей связался мужчина, который представился правоохранителем.
— Он сказал, раз идет следствие и зафиксированы подозрительные переводы, необходимо задекларировать ту сумму, которая у меня есть. В противном случае ко мне придут домой с обыском, — рассказала Ольга.
После этого минчанке предоставили счет, на который она должна была перевести деньги. 12 тысяч рублей оказались в руках мошенников. Но на этом аферист не остановился. Узнав, что у Ольги есть золотые украшения, потребовал сдать их в ломбард и полученные деньги также положить на счет. О том, что женщина стала жертвой преступников, она узнала случайно. Сообщила обо всем домашним, родные хотели связаться с правоохранителем, который держал связь с Ольгой. Но выяснилось, что номер международный. Дальше минчанка рассказывала о случившемся уже в милиции.
Похожий случай произошел с минским медиком. Ей написала якобы главный врач и сообщила, что в кадрах произошла утечка информации и с подчиненной должен связаться сотрудник госконтроля. Через некоторое время действительно позвонил неизвестный и сообщил, что он является представителем КГК. Оказалось, что из-за случившегося деньги минчанки под угрозой и ей необходимо срочно перевести их на другой счет, который любезно предоставили. 3 тысячи рублей легли в карман аферистов.
В различных регионах также есть жертвы липовых руководителей. В Орше две учительницы после сообщения «директора» взяли кредит на сумму 76 тысяч рублей. Помимо этого, одна из них по указке прохиндеев купила себе новый телефон, так как со старого не удавалось открыть приложение для удаленного доступа, которое ей любезно отправили преступники.
Анатомия атаки
Большинство уже знакомы с мошеннической схемой, когда аферисты представляются работниками банка, операторами мобильный связи или сотрудниками правоохранительных органов. В новой схеме все иначе, к жертве обращается знакомый и главное — достаточно важный человек, играя роль подсадной утки, говорит заместитель начальника управления уголовного розыска ГУВД Мингорисполкома Роман Крылов:
— Не всегда мошенники выдают себя за руководителя организации, они также могут представиться его заместителями либо начальниками отделов. Что важно, у этих людей есть авторитет и они знакомы жертве, но не настолько близко, чтобы заметить отличия в стиле письма. Из-за утечек данных в социальных сетях мошенникам стало гораздо проще проводить подготовленные персонализированные атаки. Они могут заранее уточнить полное имя жертвы, ее руководителя, узнать имена реальных сотрудников в нужных отделах, найти фото этих людей, чтобы создать им убедительные аккаунты в мессенджерах. А чтобы никто не мог вмешаться в разыгрываемую сцену, руководитель сразу предупреждает жертву, что обсуждать происшествие с кем бы то ни было ни в коем случае нельзя.
Следующий шаг — переадресация на сотрудника милиции, Следственного комитета или Комитета госконтроля. Варианты могут быть разные. Дальше все развивается по стандартным сценариям, отмечает Роман Крылов:
— Используя методы психологического воздействия, аферисты склоняют граждан совершить необоснованные финансовые операции в пользу мошенников, в том числе убеждают оформить кредиты в банковских учреждениях, сдать в ломбард ценное имущество и перевести полученные деньги на «специальные» счета.
Проверочное слово
Задача мошенников — вывести человека из равновесия под гнетом страха, волнения.
— Чтобы не попасться на удочку преступников, стоит уделить внимание аккаунту отправителя, — советует правоохранитель. — Если вы и раньше общались в мессенджере, а теперь видите очередное сообщение от начальника, но истории переписки нет, значит, используется новый аккаунт, имитирующий настоящий: это важный красный флажок. Правда, порой мошенники пишут на почту. Здесь уже сложнее отличить, настоящий адресант или нет.
Важны нюансы: знакомый вам человек обращается со странной просьбой, его письма оформлены необычно, используются нехарактерные обороты речи.
— Попробуйте уточнить факты, которые может знать только ваш настоящий собеседник. Если начальник или коллега требует срочно сделать что-то из ряда вон выходящее, да еще сохраняя это в тайне, то это почти всегда признак мошенничества. Поэтому крайне важно проверить сообщенную информацию и подтвердить личность собеседника. Меньшее, что можно сделать, — связаться с этим человеком по другому каналу связи. Лучше всего поговорить лично, но если это невозможно, позвоните по офисному или домашнему телефону, выбрав его из записной книжки или набрав вручную, а не просто перезванивая на последний входящий номер, чтобы не попасть обратно к тем же мошенникам. Если у вас есть другие каналы для связи, используйте их. Мобильный номер, с которого вы получили входящий звонок, даже если это настоящий номер вашего босса или коллеги, сохраненный у вас в записной книжке, может быть скомпрометирован в результате подмены сим-карты или банальной кражи телефона, — заключает Роман Крылов.