Чего Александр Лукашенко ждет от мотовелозавода
Что сносить, а что реконструировать и в какие сроки — вот в чем был вопрос в 2021 году. К этому времени уже стало понятно: такие территории ООО «МотоВелоЗавод» ни к чему. Производство успешным назвать было нельзя. Территория в центре города — «золотая» для строительства жилья. Но требование Президента было железным: никаких жилых квадратов. Нужно размещать производственные площади Минского городского технопарка. В выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» мы расскажем, какой подарок Александр Лукашенко не отдаст государству, какие преференции дает резидентство в технопарке и почему локализацию Президент называет важнейшим вопросом.
- Когда в Минске появился мотоциклетно-велосипедный завод
- Что Лукашенко потребовал от мотовелозавода
- Как изменился завод после модернизации
- Сколько велосипедов и мотоциклов в месяц производят на мотовелозаводе
- Какие преференции есть у резидентов технопарка
Мотоциклетно-велосипедный завод в Минске начали строить в 1945 году. Через пару лет с конвейера сошли первые велосипеды. Они пользовались высоким спросом. К 1950 году были проданы первые 100 тыс. Через год завод начал выпускать мотоциклы. Легендарный «Минск» стремительно набирал популярность не только в СССР, но и на мировом рынке. Создавались даже фан-клубы «Минскача» — так называли двухколесную мечту всех советских мальчишек. Но потом пришли девяностые. И у завода настали другие — тяжелые — времена. Нина Михалицына их хорошо помнит. Пришла работать на завод в 1986 году.
«Сразу было неплохо при государстве. Потом частники пришли, все развалилось. Как и везде в трудные девяностые годы. Было всякое, конечно: и зарплаты не было, и работы не было. Но все восстановилось, слава богу. Работаем. Думаю, и дальше будем работать», — рассказала слесарь механосборочных работ, бригадир на конвейере Нина Михалицына.
Сейчас Нина Михалицына и ее коллеги работают в светлом благоустроенном цехе на современных станках и новом конвейере. Это результат масштабной модернизации.
«Если раньше мы выпускали два-три наименования велосипедов, то сейчас выпускаем порядка 120 наименований велосипедов разной модификации. Где-то 14 наименований мотоциклов. Выпускаем квадроциклы, самокаты, электровелосипеды. Работаем на качество», — отметила Нина Михалицына.
«Так жить нельзя! И вы так больше жить не будете! Что здесь будет сделано? Здесь будет создан Минский технопарк. И на этой площадке — основное производство мотовелозавода. Мы создать его должны на базе третьего корпуса. Это будет самое хорошее, красивое и передовое предприятие, где вы будете работать и за пятилетку увеличите производство техники в два раза. В центре города мы сохраним эту площадку как производство. Но чистую — здесь не будет ни литья, ни нефтепродуктов никаких. Здесь будет чистая площадка. И вторая особенность этой площадки — технопарка — будет заключаться в том, что это будет исключительно производство. Никаких посредников и даже никакой торговли. За исключением того, если здесь будут базироваться люди, которые будут торговать продукцией на экспорт», — заявил Александр Лукашенко во время посещения мотовелозавода в марте 2021 года.
В 2021 году на заводе все выглядело по-другому. Президент, посещая предприятие, поручил создать условия для максимальной локализации. Александр Лукашенко отметил, что белорусский производитель занимает около трети внутреннего велосипедного рынка. И поручил за пятилетку увеличить долю до 50-60%.
Одно из главных требований Президента — производить свое. То есть заниматься не просто сборкой импортных деталей, а создавать мотоциклы и велосипеды из отечественных комплектующих.
Александр Лукашенко потребовал большей локализации на отечественных производствах, и в частности на мотовелозаводе, во время посещения этого предприятия в августе 2022 года.
Президент обратил внимание, что многие комплектующие закупаются за рубежом, и подчеркнул, что надо стремиться к тому, чтобы делать свое. Например, по отдельным изделиям локализация была только порядка 20%, а в условиях нынешней обстановки в мире, санкционного давления такой подход несет в себе определенные риски.
«Мы должны делать свое! — подчеркнул глава государства. — То, что завез запчасти, собрал здесь… Это хорошо с китайцами (комплектующие мотовелозавод закупает в Китае. — Прим. БЕЛТА) у нас добрые отношения. Это должно быть свое, насколько возможно. И так по всем мотоциклам и велосипедам».
Хит производства сегодня — мотоцикл Д4-125. Он занимает 58% от общего объема. В этом году Президенту представили и новинки: электросамокаты и велосипеды, гибриды.
После модернизации открыли три цеха: сборки, производства рам, покраски. Сохранили и оборудование времен Советского Союза. Оно в рабочем состоянии и справляется со своими задачами. Сейчас локализация производства некоторых моделей достигает 70%.
«Локализация для нас — важнейший вопрос. Это не просто имиджевый проект. Мы тракторы делали в советские годы, автомобили (МАЗы), велосипеды, мотоциклы — да, имидж. Но в чем суть этой проблемы. Мы остановились на том, что надо развивать свои школы. То, что нам досталось от тех поколений, надо не только сохранить, надо развивать и модернизировать. Мы этим путем пошли, и в этом плане и мотовелозавод в этот список попал. Нам надо развивать то, что мы умеем делать и что уже сделано. И мы знаем, как это сделать», — подчеркнул Александр Лукашенко, посещая мотовелозавод в январе этого года.
Президент не раз подчеркивал: важно не только сохранить бренд, но и школу. Некоторые сотрудники мотовелозавода десятки лет здесь работают. Старшее поколение передает опыт молодым сотрудникам. Никита Уласин пришел на завод три года назад по распределению. И остался. Сначала был обычным сварщиком. Потом на предприятии появились роботизированные комплексы. Писать программы для такого высокотехнологичного оборудования молодому человеку нравится: говорит, работа — сродни программированию.
«Роботизированный комплекс состоит из робота, стола, который поворачивается, и, в принципе, все. Основная задача — это, конечно, качественно и быстро варить детали. Заменять несколько процедур, которые выполняют несколько человек на производстве», — рассказал оператор автоматов и полуавтоматов Никита Уласин.
В месяц на заводе производят около 600 мотоциклов и шесть тысяч велосипедов. Экспортируют 36%. В основном в Россию. Продвигать двухколесную технику на внутреннем рынке помог кредит «На родныя тавары». Можно приобрести продукцию белорусских производителей сроком до трех лет с фиксированной ставкой 4%.
Продолжение на БЕЛТА